Главная|Контакты|О сайте

Необыкновенные путешествия

Соросовская система образования

Фасоль фиолетовая декоративная

В 1994 году американский миллиардер Джордж Сорос заявил о создании International Soros Science Education Program — Международной Соросовской Программы Образования в Области Точных Наук (ISSEP). Цель Программы — выявление и поддержка лучших учителей, студентов, аспирантов, доцентов и профессоров, активно работающих в области физики, химии, математики и биологии, а также общая поддержка системы естественно-научного образования, сложившейся в странах бывшего Советского Союза и справедливо считающейся одной из лучших в мире.

На протяжении более чем девяти лет Джордж Сорос предоставлял огромные средства для поддержки науки и образования в России. Всего он вынул и отдал 1 миллиард долларов из своего личного кармана на науку и образование на территории стран бывшего Советского Союза.

Лауреат выбирался на основе довольно сложной четырехступенчатой процедуры, которая должна была гарантировать независимость выбора от мнения властных структур. Например для выявления соросовского учителя опрашивали студентов, т.е. бывших учеников, которые успешно сдали экзамены в вуз. Опрос производился среди студентов 1-3 курса нескольких сотен вузов России. Суть опроса: «Кто из ваших школьных учителей был лучшим?»

Затем отбирали тех учителей, которые получили более чем два (по другим источникам 10) голоса на первом этапе. Затем отобранные учителя заполняли специальные анкеты, где было необходимо показать свои фактические (формальные) успехи и заслуги: публикации, победители олимпиад и т.д. Эта система отбора представляет собой реальную альтернативу чиновничьему отбору.

Соросовскому лауреату выплачивалась денежная премия, размер которой был сопоставим с несколькими годовыми зарплатами учителя средней школы. После получения премии лауреат должен был сделать одну или несколько публикаций в "Соросовском образовательном журнале", выступить с лекциями перед профессиональным сообществом.

Звание лауреата премии фонда Сороса до сих пор считается среди педагогов одним из наиболее престижных, поскольку в его основе — признание заслуг учителя его собственными учениками.

Премия помогла целому поколению лучших учителей России в 1990-е годы.

В рамках программы проводились соросовские олимпиады школьников, которые принципиально отличались от официальных олимпиад. В них не было стремления кого-то натаскать и дать ему возможность выиграть. Задача была другая: основываясь на курсе среднешкольных знаний, построить задачу так, чтобы каждому ученику было интересно играть в эту игру и проявить себя. Издавался "Соросовский образовательный журнал", который вызвал большой интерес среди учителей и стал важной частью образования в России.

Программа поддержала лучших профессоров, доцентов, аспирантов, учителей. Они могли работать, не отвлекаясь на другие заработки и приработки. Она сохранила людей в нашей стране, поскольку была организована так, чтобы люди, занимающиеся наукой, могли работать именно в своей стране.

Соросовская программа создала очень четкий и реально работающий механизм, с помощью которого пришли в эту программу лучшие в своих научных дисциплинах и независимо отобранные люди.

И что мне особенно понравилось — самим фактом избрания являлась любовь. Ученик писал, что его любимая учительница — такая-то. Это был акт признания в любви.