Главная|Контакты|О сайте

Ливадийский дворец

Виды клумб Кобея посадка и уход Крокусы Посадка и уход Лаватера Посадка и уход Лобелия посадка и уход Матиола посадка и уход Петуния посадка и уход Декоративный подсолнух Посадка и уход

Ливадийский дворец в Крыму — бывшая южная резиденция российских императоров, расположенная в посёлке Ливадия в 3 км от Ялты. Он стал последним сооружением Российской Империи, созданным для семейства Романовых. Волею судеб это место стало свидетелем многих поворотных моментов истории. Неоднократно в своих стенах он принимал конференции и встречи международного уровня. В разное время гостями дворца были видные мировые политики и деятели искусств.

Оглавление

1. История царских резиденций в Ливадии

1.1 Александр II в Ливадии

1.2 Александр III в Ливадии

1.3 Николай II в Ливадии

2. Архитектура Ливадийского дворца

3. Дальнейшая история

 

Ливадийский дворец. История

Более 50 лет Ливадийское имение являлось летней резиденцией трех семей российских царей: Александра ΙΙ, Александра ΙΙΙ и Николая ΙΙ.

Александр II в Ливадии

А началось всё в 1861 году, когда это имение было приобретено Удельным ведомством для семьи императора Александра ΙΙ у наследниц графа Л.С. Потоцкого.

Впервые в свое новое имение Романовы приехали в августе 1861 года. Ливадия им понравилась, но стало ясно, что дом Потоцкого не подходит для нужд большой императорской семьи.

Перестроить имении в соответствии с новыми потребностями было поручено известному петербургскому архитектору Ипполиту Антоновичу Монигетти. Кроме перестройки дома Потоцкого во дворец, ему предстояло построить церковь, дома для великих князей, свиты и садовника, новую кухню и различные хозяйственные сооружения.

Строительство работы продолжались с 1862 по 1866 год. Монигетти сумел создать уникальный в архитектурном отношении ансамбль, выдержанный в традициях южной архитектуры, с прекрасными дворцами и множеством небольших деревянных домиков, увитых вьющимися растениями. Имение утопало в зелени парка, обустроенного садовым мастером К. Геккелем. Этот архитектурно-парковый ансамбль великолепно вписался в картину окружающих гор и моря, в дальнейшем постройки Ливадийского имения послужили образцом для градостроительства в Ялте.

Царская семья после первого своего приезда в Ливадию в течение нескольких лет не посещала Южный берег Крыма: была больна императрица, тяжело переживалась непоправимая утрата – кончина наследника Николая в апреле 1865 года. Только в 1867 году Романовы приехали в своё вновь отстроенное имение.

Примечательно, что в 1867 году в Ливадии государь принимал первых американских туристов, совершавших кругосветное путешествие на пароходе «Quaker City». Среди них был, ставший впоследствии известным, писатель Марк Твен. Посещение царской Ливадии он описал в путевых заметках «Простаки за границей», где отметил, что американцы были очарованы любезностью императора, который лично показал им Ливадийский парк.

Вот как Марк Твен описывал Ялту и окрестности: «Местность живо напомнила мне Сьерра-Неваду. Высокие суровые горы стеной замыкают бухту, их склоны щетинятся соснами, прорезаны глубокими ущельями, то здесь то там вздымается к небу седой утес, длинные прямые расселины круто спускаются от вершин к морю, отмечая путь древних лавин и обвалов, в низине раскинулись парки и сады знати в густой зелени, то тут то там вдруг сверкнет словно яркий цветок какой-нибудь дворец. Очень красивое место...»

В конце сентября Его Величество покинул Ялту, а еще через месяц на пароходе «Тигр» уехала императрица.

В Крым в 1868 году императорская семья не приехала. Поездку в Ливадию они предприняли в 1869 году. В этот раз приехал и наследник Александр Александрович (будущий император Александр III) с супругой Марией Федоровной. Он поселился во вновь построенном специально для наследника Малом дворце, который ему очень понравился и остался одним из любимых мест отдыха на долгие годы.

Жизнь на юге текла размеренно и спокойно. С утра гуляли по парку, пешком или верхами спускались к морю. После обеда закладывали экипаж и отправлялись кататься. Вечера проводили в кругу семьи, читали вслух, музицировали, принимали гостей.

7 октября 1869 года Александр II покинул Ливадию, в конце октября уехала и императрица...

С тех пор почти ежегодно семья Александра II приезжала в ставшую любимым местом летнего отдыха Ливадию.

Укромные комнаты Ливадйского дворца и отдаленные тенистые аллеи парка хранили величайшую тайну двора - многолетний роман государя с княжной Екатериной Михайловной Долгорукой. Только в июне 1880 года, после кончины супруги, Александр II обвенчался с Екатериной Михайловной. Были официально признаны трое их детей. Осень того же года император провел с молодой женой в Ливадии. Впервые она жила в Ливадийском дворце не таясь, гуляла по аллеям парка. Спокойно и счастливо прожили здесь супруги три месяца и первого декабря отправились в Петербург.

Первого марта 1881 года государь погиб от рук террориста-народовольца Игната Гриневицкого. Это было пятое покушение на жизнь царя-реформатора.

Екатерина Михайловна после смерти мужа навсегда уехала в Ниццу. Она вырастила детей, все трое завели свои семьи. В 2002 году внучка императора Ольга рядовым туристом приезжала в Севастополь, а потом и в Ливадию. Принимали её во дворце как дорогую гостью.

Александр III в Ливадии

Ливадия в 1881 году перешла по наследству новому императору Александру III. Однако, он продолжал останавливаться в своем любимом Малом дворце, в котором жил в имении еще будучи наследником.

В начале 1894 года император почувствовал ухудшение здоровья. В августе он прибыл в Крым. Живительный воздух, чудесная погода, ласковое море приободрили государя, но ненадолго.

В этом же Малом дворце 20 октября 1894 года, в кресле своей спальни, в 49-летнем возрасте он скончался.

Владельцем Ливадийского имения становится последний Российский император Николай II.

Николай II в Ливадии

Романовы прибыли в Ливадию через два года после восшествия Николая II на престол. К тому времени в имении появились центральное отопление, электрическое освещение, телефон. Однако сам дворец, построенный более семидесяти лет назад, ветшал. К тому же выяснилось, что вследствие сырости в деревянных конструкциях дворца появился грибок, который не только разрушал здание, но и пагубно воздействовал на здоровье.

В 1909 году решено было дворец разобрать и на его месте выстроить новый, каменный.

Проектирование и строительство дворца были поручены ялтинскому городскому архитектору Н. П. Краснову. За 17 месяцев под его руководством был построен дворец в стиле итальянского возрождения из белого инкерманского камня. Одновременно возводились технические и хозяйственные постройки, свитский дом, новая кухня, льдодельня, винный погреб, гараж, прокладывались дороги, расширялась площадь виноградников и садов.

Благоустраивался парк под руководством талантливого садового мастера Э. Ренгера.  В парке высаживались лиственные и хвойные деревья, огромное количество цветов, создавались живописные уголки, украшенные водоемами и архитектурой малых форм.

Новый дворец Николаю II понравился. Выполнив его в стиле итальянского ренессанса, архитектор смог соединить «величавое впечатление дворца с мягким покоем загородного дома», и для этой цели как нельзя лучше подоходил прохладный инкерманский известняк. 116 отдельных помещений, пятьдесят восемь жилых комнат, роскошный главный вход с колоннами голубовато-белого каррарского мрамора с резными скамейками, уютные «арабский» и «итальянский» дворики, химеры, грифоны, цветники, фонтаны...

Имение, возведенное по проекту Н.П. Краснова, считается вершиной творчества ялтинского архитектора; после строительства Николаю Петровичу присвоили звание академика Санкт-Петербургской академии художеств.

Члены царской семьи много времени проводили, гуляя по тенистым аллеям парка, любуясь красотой природы и вдыхая целебный морской воздух. Царский отдых - это еще и работа. Находясь в летней резиденции, Николай II не оставлял и государственных дел: принимал послов и посланников, министров с докладами, должностных лиц Таврической губернии, просматривал деловые бумаги, вел переписку.Поездки и прогулки Николая II перемежались приемами многочисленных делегаций местного дворянства, национальных общин, просителей.

Императрица организовывала в Ялте благотворительные базары, в которых участвовали все знатные дамы.

Жизнь в Ливадии протекала размеренно и безмятежно. Автомобили из ливадийского гаража могли преодолевать довольно крутые горные подъемы, что давало возможность много путешествовать по Южному берегу, посещать достопримечательности, имения родственников, местной знати.

В периоды пребывания царской семьи в Ливадии, Ялта становилась своеобразным центром светской жизни России.

В последний раз семья Николая II отдыхала в Ливадии весной 1914 года. Судя по письмам и дневникам, осенью собирались приехать вновь, но летом началась Первая мировая война, и после объявления войны царская семья не считала возможным приезжать в Крым на отдых, хотя все очень скучали по Ливадии.

На личные средства императрицы здесь, на Южном берегу, для солдат и офицеров были построены Дом для выздоравливающих, санаторий и хирургическая больница.

Николай II, отрекшись от престола в феврале 1917 года, просил Временное правительство позволить ему удалиться в Ливадийское имение и вести жизнь частного лица. Низложенному императору было отказано.

Ливадийский дворец Архитектура

Большой белый Ливадийский дворец строился по проекту архитектора Николая Петровича Краснова с апреля 1910 по сентябрь 1911 года. В это время, на рубеже XIX-XX вв., в архитектуре Южного берега Крыма, как и повсеместно в России, получили широкое распространение два ведущих художественных направления: историзм и модерн.

В проекте Ливадийского дворца Краснов смог органично соединить характерные черты этих двух художественных направлений и в общей планировке дворца, и в художественной отделке его интерьеров. Во дворце произошло как бы слияние двух стилей рубежа XX века –  историзма и модерна.

Прототипом для Ливадийского Большого дворца по желанию заказчика — Николая II —послужил итальянский ренессанс. Обычно архитекторы обращались к этому стилю, стремясь создать атмосферу праздничности.

С другой стороны, в это время идея комфорта, создания максимума удобств в жилых помещениях стала главной. Поэтому работа над проектом начиналась с проектирования внутренних комнат. В отличие от архитектуры прошлых столетий, проектирование жилых зданий проходило как бы «изнутри наружу» (от внутренних помещений к фасаду. Как писал один из архитекторов модерна Шехтель, «внутреннее содержание должно очевидным образом выражаться и отпечатываться во внешнем облике сооружения».

Для того чтобы ярче подчеркнуть во дворце стиль итальянского Возрождения, Краснов решает сделать центром всей композиции здания большой внутренний двор, имеющий характерные черты внутренних двориков в итальянских палаццо XV-XVI вв. — патио.

Во дворце, предназначенном для летнего отдыха, самым главным было обеспечение связи дворца с окружающим его парком. Краснов так расположил комнаты, залы и подсобные помещения, что буквально изо всех мест дворца можно легко попасть в парк.

Перед архитектором стояли и другие очень важные задачи: вписать большое здание в окружающий ландшафт и в уже существующие постройки; и наполнить дворец светом и солнцем.  И решить эти задачи ему вполне удалось.

Не случаен и выбор материала для дворца. Для того чтобы сделать здание более праздничным, архитектор вместо рустованного, как правило, темного камня в постройках Возрождения, возводит дворец из светлого инкерманского известняка. Чтобы надолго сохранить белизну стен дворца, Краснов покрывает их раствором флюата для предохранения от загрязнения и влияния атмосферных осадков.

Дворец построен так, что хорошо виден с моря. Его белокаменный корпус торжественно и четко выделяется на фоне вечнозеленой растительности парка.

Одна из самых замечательных частей дворца — итальянский дворик. Он открывается взору сквозь великолепные ажурные кованые ворота итальянской работы.

Дворик с четырех сторон окружает аркада. Мерный ритм ее стройных колонн строгого тосканского ордера, плавный бег очертаний арок, легкость ажурной балюстрады, завершающей аркаду, создают ощущение гармонии. В общий ансамбль органически вписались и мраморные диваны с высокими спинками, покрытыми рельефным растительным орнаментом, и подлокотниками в виде грифонов. Они были заказаны в Италии специально для этого дворика.

Есть во дворце и еще один внутренний дворик — так называемый арабский. Он не предназначался для отдыха и прогулок, а был задуман как световой колодец.

Введением в объемно-пространственное построение дворца внутренних двориков Краснов оригинально решал проблему освещения.

Чтобы усилить открытость зданий свету, солнцу, природе, воздуху, Краснов к террасам, балконам, открытым галереям, эркерам, которые опоясали здание, прибавляет еще внутренние дворики и солярий на крыше.

В условиях сложного рельефа Южного берега Крыма необходимо было обеспечить всестороннюю обозримость зданий не только с фасадов, но и с удаленных точек, даже сверху. Отсюда внимание к силуэту, «всефасадность», стремление к живописному решению крыши. Это достигнуто с помощью различных башен, декоративных деталей. Краснов прекрасно решил задачу создания разнообразных фасадов при соблюдении общего архитектурного стиля.

Соразмерность отдельных частей, придающую гармонию зданию, искусство проработки деталей, удачное использование местного строительного материала — все эти черты, характерные для Ливадийского дворца, позволяют отнести его к лучшим архитектурным памятникам начала XX века.

При этом дворец получился, в соответствии с требованиями нового времени, удобным, комфортабельным, гигиеничным. Здесь имелись электрическое освещение, горячая и холодная вода во всех помещениях, центральное отопление с вентиляцией, морская вода для ванн, лифт, телефон и т. д.

Дальнейшая история Ливадийского дворца

В бывшем царском дворце в 1925 году был открыт санаторий для крестьян, преобразованный в 1931 году в климатический лечебный комбинат.

Дворец посетил в 1927 году В. В. Маяковский, в 1928 году — М. Горький.

В Ливадийском дворце с 4 по 11 февраля 1945 года проходила Ялтинская конференция руководителей трёх союзных держав — СССР, США и Великобритании (И. В. Сталин, Ф. Д. Рузвельт, У. Черчилль), а также проживала американская делегация во главе с президентом Ф. Д. Рузвельтом.

В 1953 году вновь был открыт санаторий.

С 1974 года Ливадийским дворец был открыт для посетителей.

В 1993 году Ливадийский дворец получил статус музея.

Посетители дворца-музея в настоящее время могут познакомиться с двумя экспозициями. На первом этаже размещена экспозиция, рассказывающая о ходе работы Ялтинской конференции 1945 года, на втором этаже — в личных комнатах семьи Николая ΙΙ, экспозиция повествует о жизни и отдыхе в Ливадии российских царей и членов их семей.

На территории дворцово-паркового ансамбля в 2015 году был открыт памятник И. В. Сталину, Ф. Д. Рузвельту и У. Черчиллю. Автором композиции является российский скульптор Зураб Церетели.

В том же 2015 году у главного входа в Ливадийский дворец был открыт памятник-бюст императору Николаю II.

В 2011 году Ливадийский дворец отпраздновал свой столетний юбилей.