Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/content/03/11793203/html/veter-stranstvii/index.php:2) in /home/content/03/11793203/html/veter-stranstvii/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/content/03/11793203/html/veter-stranstvii/index.php:2) in /home/content/03/11793203/html/veter-stranstvii/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/content/03/11793203/html/veter-stranstvii/index.php:2) in /home/content/03/11793203/html/veter-stranstvii/libraries/joomla/session/session.php on line 426
Воронцовский дворец
Главная|Контакты|О сайте

Воронцовский дворец

Георгины посадка и уход Гиацинты посадка и уход Ипомея посадка и уход Выращивание календулы

Воронцовский дворец расположен в Крыму в городе Алупка у подножия горы Ай-Петри. История дворца началась в первой четверти XIX века, после того, как в 1823 году генерал-губернатором Новороссийского края, в состав которого в то время входил Крым, становится Михаил Семенович Воронцов. Он активно скупает земли у местного татарского населения в разных частях Крыма, и для создания собственной резиденции выбирает каменистые земли в Алупке.

В 1824 году М.С. Воронцов приглашает в Алупку видного садовода-ботаника Карла  Кебаха, ландшафтного дизайнера того времени. Карл Антонович Кебах с декабря 1824 года по апрель 1851-го занимался созданием великолепного Воронцовского парка при дворце.

История строительства дворца

Воронцовский дворец

Первыми архитекторами дворца были итальянец Франческо Боффо, и английский архитектор и инженер Томас Харрисон.

Франческо Боффо уже построил для графа Воронцова дворец в Одессе. Дворец в Алупке был задуман в неоклассическом стиле. В 1828 году завершается закладка фундамента.

В 1829 году Томас Хариссон умирает, а в 1831 году граф Воронцов останавливает строительство дворца и решает кардинально изменить неоклассический стиль дворца.

Граф приглашает одного из талантливейшего архитектора того времени — Эдварда Блора. Это был очень модный английский архитектор. К началу строительства дворца в Алупке Блор уже был достаточно известен. Самыми знаменитыми его постройками в Англии являются Букингемский дворец (его и сейчас использует английская королевская династия) и усадьба Вальтера Скотта Абботсфорд. По проектам Блора проводились реконструкция Вестминстерского аббатства и Виндзорского замка.

Блор создал только проект, сам архитектор в Алупку не приезжал, но он был хорошо осведомлён о рельефе местности по зарисовкам, гравюрам и чертежам. Проект был создан в стиле английской готики. Воплотил его в камне другой английский архитектор – Вильям Гунт.

В этом же году начинается строительство главного корпуса. Основным строительным материалом для возведения стен послужил местный камень диабаз – горная порода вулканического происхождения, которая в несколько раз крепче гранита.

Залежи этого камня в изобилии находятся рядом с Алупкой. При планировке парка уже было добыто значительное количество строительного материала, пошедшего в дело. Работать с диабазом было очень тяжело, тщательно подогнанные блоки соединялись между собой железными скрепами, а швы зачастую чеканились свинцом.

Основной объем строительных работ был выполнен между 1832 и 1848 гг. Для воплощения замыслов английских зодчих М.С. Воронцов выписал из своих вотчин в коренных российских землях русских мастеровых. В годы наиболее интенсивных работ количество рабочих доходило до 1000 душ. Мастеровые вели работы на подрядных началах и были организованы в артели.

Крепостным мастерам платили неплохие деньги. Квалифицированный каменотес получал ежемесячно до 22 рублей серебром, столяр – до 20 рублей, чернорабочие – около 10 рублей. А в то время жалованье младшего офицера составляло около 40 рублей.

На стройку шли семьями, недостатка в рабочей силе не было. Те крепостные, кто пожелал осесть в Крыму, получили и вольные, и подъемные, и уже к середине XIX века в западной части Алупки сформировалась русская слободка.

С 1840 по 1848 год был осуществлён самый большой объём земляных работ, для которых были привлечены солдаты сапёрного батальона. Они соорудили террасы парка перед южным фасадом дворца.

На центральной лестнице, ведущей к главному входу, летом 1848 года были установлены скульптурные фигуры львов, выполненные в мастерской итальянского скульптора Джовани Боннани. Эта львиная терраса завершила строительство и оформление дворцово-паркового ансамбля.

Архитектура дворца

Что же представляет собой эта великолепная и внушительная постройка?

Это сложнейший архитектурный ансамбль, который состоит из пяти корпусов, украшенных башнями, которые соединяются между собой разнообразными переходами, лестницами и двориками. Архитектору удалось органически вписать вытянутые с запада на восток корпуса соответственно рельефу гор, благодаря чему дворец очень органично вписался в окружающий ландшафт.

Дворец строился в духе английского зодчества, причём английский стиль органично сочетается с неомавританским стилем. Например, готические дымовые трубы напоминают минареты мечети.

Южный вход оформлен с восточной пышностью. Центр его композиции — глубокая сводчатая обрамленная затейливым порталом ниша-экседра, характерная для мусульманской архитектуры. Так на Востоке оформляли входы в крупные мавзолеи или мечети. В глубине южной экседры находится широкая стрельчатая дверь, ведущая в Голубую гостиную. В нише переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, и завершаются шестикратно повторенной по фризу арабской надписью: «И нет победителя кроме Аллаха».

Известно мнение, что здесь якобы воспроизведены некоторые элементы Альгамбры, дворца эмиров Гранады на юге Испании, последнего гнезда мусульман на Пиренеях. Кстати говоря, когда россиянам достался Бахчисарай, многие не преминули отметить, что это, дескать, русская Альгамбра.

Этот фасад дворца высится над обширнейшими парковыми террасами, которые спускаются по склону, это – южная регулярная часть парка.

Если посмотреть на северный фасад главного корпуса дворца, то можно заметить, что здесь сохраняются элементы замковой архитектуры, смянченные благородными пропорциями и разнообразными, изысканными деталями поздней английской готики эпохи Тюдоров.

Фасад фланкирован башнями, возвышающимися над основным объемом здания на высоту полуэтажа и завершенными затейливыми аркатурными поясами и луковичными куполами.

Центральный выступающий из объема здания ризалит с парадным входом, центральным оконным проемом второго этажа и сложным, трехчастным фронтоном над ним, по сторонам от него остекленные граненые эркеры.

Выше начинаются парковые террасы и Малый хаос.

Во дворце насчитывается около 200 комнат (включая и служебные помещения), парадные комнаты занимают не более трети всего комплекса.

Дальнейшая история дворца

Воронцовский дворец до революции принадлежал трём поколениям семьи Воронцовых, затем при советской власти был национализирован.

В середине 1921 года Воронцовский дворец открылся как музей дворянского быта.

В годы Великой отечественной войны музей дважды подвергался угрозе разрушения, и оба раза спасал его старший научный сотрудник музея С. Г. Щеколдин.

С 4 по 11 февраля 1945 года, во время Ялтинской конференции, Воронцовский дворец стал резиденцией английской делегации во главе с Уинстоном Черчиллем.

Он использовался с 1945 по 1955 годы в качестве государственной дачи.

В 1956 году во дворце вновь открылся музей.

С 1990 года музей называется Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник.

Музей открыт ежедневно с 9:00 до 17:00 без выходных. С 1 июля до 31 августа — с 8:00 до 20:00.

Телефон экскурсионного отдела: 0-654-72-22-81.

Адрес: г. Алупка, ул. Дворцовое шоссе, д. 10.