Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/content/03/11793203/html/veter-stranstvii/index.php:2) in /home/content/03/11793203/html/veter-stranstvii/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/content/03/11793203/html/veter-stranstvii/index.php:2) in /home/content/03/11793203/html/veter-stranstvii/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/content/03/11793203/html/veter-stranstvii/index.php:2) in /home/content/03/11793203/html/veter-stranstvii/libraries/joomla/session/session.php on line 426
Массандровский дворец
Главная|Контакты|О сайте

Массандровский дворец

Выращивание агератума Большесосновский район Село Берёзовка Пермский край

Массандровский дворец императора Александра III расположен на Южном берегу Крыма в Верхней Массандре и сегодня является памятником истории и культуры, на базе которого открыт музей – филиал Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника.

Строительство дворца началось в 1881 году по заказу князя С. М. Воронцова, которому принадлежали эти земли. Семён Михайлович был сыном генерал-губернатора Новороссии Михаила Семеновича Воронцова, много сделавшего для освоения и развития Крыма. При жизни Михаила Семеновича был построен Воронцовский дворец в Алупке – главная резиденция семьи Воронцовых.

Дворец для С. М. Воронцова

Для Массандровского дворца было выбрано живописное место с изобилием источников, гротов и скальных панорам. Воронцовы хотели здесь относительно небольшой дворец, который бы был местом отдыха своей семьи в самое жаркое время года. Поэтому в этом дворце не нужны были большие парадные комнаты, здесь просто должно быть уютно и комфортно.

Проект Бушара

Такой задаче вполне отвечал проект французского архитектора Бушара в стиле времен короля Людовика XIII, который предусматривал возведение аскетичного рыцарского замка.

В Массандровском дворце Бушар очень тактично использовал приемы французской архитектуры XVI века. Во внешнем его облике много элементов Ренессанса. Это и четкое поэтажное членение, почти плоское решение фасадов, строгий ритм крупных оконных проемов. И всё же здание в целом больше напоминало средневековое сооружение. Такой эффект был достигнут тем, что основной акцент архитектор сделал на двух круглых башнях, которые, как в средневековье, подчеркивали и выделяли вход. Впечатление суровости сооружения усиливала сама каменная кладка из крупного слабо обтесанного серого известняка. Массивный, компактный по объемам, дворец смотрелся довольно романтично.

Целый ряд приемов позволил Бушару, избежав однообразия и сухости, сделать дворец очень выразительным. Архитектор отходит от симметричного решения фасадов: он проектирует с южной стороны квадратную башню, северную часть западного фасада заканчивает ризалитом (ризалит — часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания), завершающимся высокой четырехскатной крышей трапециевидной формы с круглыми большими окнами. Это нарушало однообразие горизонтальных членений здания. В восточном фасаде центральный ризалит с высоким покрытием, выступающие на плоскости стены круглые башни, парадная полукруглая лестница придавали дворцу живописность.

Строительство шло быстрыми темпами под непосредственным руководством самого Бушара, и к сентябрю 1881 года здание было возведено под крышу.

Проект Бушара, хотя он и не был закончен, послужил всё же основой при дальнейшей перестройке дворца. В ноябре 1881 года, проболев всего дней 8, Бушар умирает. И это была первая смерть.

После смерти Бушара Воронцов продолжает постройку дворца. Оформлен великолепный фасад, поставлена крыша. Наступает время приступить к внутренней отделке. Однако, мае 1882 года умирает сам Семен Михайлович Воронцов. Это была вторая смерть. Работы приостанавливаются на долгие 10 лет.

Об этом первом проекте сейчас мы можем судить лишь по воспоминаниям современников, фотографиям тех лет и акварельным работам.

Дворец производил впечатление. В то время растительность была менее густой, сквозь кроны деревьев во многих местах просматривались причудливые очертания скал. Дворец органично вписался в этот горный ландшафт.

«Эта серая глыба с башней и странными контфорсами выхвачена прямо из средних веков. Она угрюма и мрачна, как остатки жилья какого-нибудь барона или маркграфа. Ее стиль не определен... Но она импонирует... Этой природе, этим скалам и лесам, этому насупившемуся молчанию окружающего нельзя было дать товарища более подходящего, нежели этот дом», — таким он представал перед глазами путешественников.

Дворец для Александра III

Так и стояло незавершенное сооружение 10 лет, пока его не приобрело Удельное ведомство – живописным дворцом в красочной местности заинтересовался император Александр III.

Проект Месмахера

Новый проект строительства был поручен архитектору М.Е. Месмахеру, который, сохранив общий стиль и размеры дворца, преобразил его до неузнаваемости. Двухэтажное здание стало трехэтажным. За основу был взят стиль модерн. Визуально высоту постройке придали устремленные в небо каминные трубы, пирамидальная крыша и увенчанные стреловидными завершениями башенки.

Интересно было  и внутреннее убранство: каждая комната была выполнена в стиле определенной эпохи французской архитектуры: готической, барокко, классицизма, рококо, романской.

Александру III так и не удалось пожить в этом дворце, в 1894 году, в возрасте 49 лет, он скоропостижно умирает. Третья смерть.

В память об отце Николай II приказал окончить строительство Массандровского дворца, но сам там никогда не жил, приезжая только на дневной отдых во время прогулок в лес. Для себя он построил большой дворец в Ливадии.

Дополнил эффектность дворца и разбитый вокруг него под руководством знаменитого садовника Карла Кебаха ландшафтный парк в английском стиле: с цветниками, дорожками, аллеями, экзотическими и просто красивыми и ценными деревьями – кедром, можжевельником, кипарисом, средиземноморскими соснами, апельсинами, лимонами, маслинами и фигами. Площадь парка составила 42 га.

Дальнейшая история

После революции Массандровский дворец был национализирован и сначала использовался как санаторий «Пролетарское здоровье», затем в нем разместился институт виноградарства и виноделия «Магарач». С 1948 года он стал государственной дачей – здесь отдыхали Сталин, Брежнев, Хрущев. В 1992 году в Массандровском дворце открыли музей.