Главная|Контакты|О сайте

Мангуп Караимское кладбище

 

Поднимаясь вверх, мы подошли к остаткам оборонительной стены. Оказалось, что это стена XVI века, сооружена она была уже в период турецкого владычества. Построена из камней более древней оборонительной стены. Это особенно заметно в основании.Мангуп Остатки укреплений

Чуть выше за этой стеной началось караимское кладбище. Слово «караим» я впервые услышала во время поездки в Литву, в Тракай. Это немногочисленная народность, много веков живущая в Тракае. С XV века литовские князья охотно брали караимов в свои дружины. Это были надежные стражники, на которых можно положиться. Караимы славились своей храбростью, независимостью, неподкупностью и честностью. Именно поэтому часто они становились телохранителями литовских князей.

И вот здесь, в Крыму, на Мангупе, я снова слышу слово «караим». Оказывается, в Крыму они появились раньше, а в Тракай попали, как пленники. Литовский князь Витаутас захватил их во время военных походов в Крым.

Небольшая община караимов появилась на Мангупе еще в середине XV века. В следующем столетии численность караимов значительно возросла. В основном они жили в верховьях ущелья Табана-дере и на основаниях образующих его мысов, Чуфут-Чеарган-бурун и Чамну-бурун. Недаром тюркское название мыса Чуфут-Чеарган-бурун переводится как "Мыс вызова иудеев".

Турецкий путешественник Евлия Челеби, побывав на Мангупе в 1666 году, писал, что все иудеи здесь караимского вероисповедания, не знают кошрута и еврейского языка, говорят по-татарски, другие иудеи недолюбливают их. Из записок Евлия Челеби и других путешественников известно, что основным занятием общины была обработка кожи.

В ущелье целые заросли кустарника сумаха, содержащего дубильные вещества, из которого получался дубильный экстракт. Для замачивания шкур животных в дубильном растворе служили специальные выдолбленные в камне ванны.

Такая ванна называлась «табана». Отсюда и название оврага — Табана-дере (Овраг кожевников).

На караимском кладбище сохранилось более тысячи надгробий. Мангуп Караимское кладбищеНа некоторых можно увидеть надписи, выполненные на древнееврейском языке. Этот язык караимы использовали для молитв и эпитафий. Разговаривали они на языке, близком к крымско-татарскому.

После присоединения Крыма к России караимы получили разрешение жить в любом месте на территории Россиской империи. В 1791-92 гг. все караимы покидают Мангуп.

Поднявшись выше, мы подошли к металлическому корыту, через которое течет вода. Выше находится источник. Рядом с корытом — расколотый каменный чан, или ванна. В таких ваннах кожевники-караимы выделывали шкуры животных. Неподалеку есть еще такие же чаны.

Еще выше мы увидели башню. Кладка ее заметно состоит из двух стыкованных по вертикали частей. Та, что из ломаного грубо обработанного камня, была возведена феодоритами. Когда турки ремонтировали укрепления в XVI веке, они достроили башню тесаным камнем.

Эта башня входит во вторую линию обороны, которая протянулась от юго-западного участка края плато до склона ущелья Гамам-дере. За башней начинался средневековый город Феодоро. Мы вошли на его территорию.

Эта часть Мангупа от кладбища до базилики была в XVII веке застроена усадьбами караимов. В эпоху расцвета Феодоро в XV веке здесь стояли дома христиан — жителей города. А если заглянуть еще дальше, в VI веке здесь жили готы. Именно для них была построена базилика, к руинам которой мы вышли.


Комментарии  

 
0 # 30.09.2011 16:14
Автору надо посмотреть еще глубже.90 года прошлого тысячелетия- кто позволил беглым христианам из Греции селиться на Мангуб-кале...Гиды придумывают разные сказки, как и историки - все в меру свои фантазий и желания выдать в эфир убийственую новость. Караимы скоро будут думать, что они не этнос, а секта.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Юрий 10.06.2014 23:34
Незачем смотреть глубже. Не надо забывать, что "беглых христиан их Греции" не существовало. Была определённая диаспора в период греческого иконоборчества. Но присутствие Византии в Крыму было неизменным (Херсон - бывший Херсонес, Каламита - нынешний Инкерман и т.п.). Поэтому когда опальная ветвь Гаврасов (рода, родственного императорскому) из Синопа перебралась в Крым, обосновалась в захиревшем готском Доросе и основала княжество Феодоро, "разрешения" на это не требовалось. Другое дело - их взаимодействие с иудеями (по вероисповеданию , в т.ч. с караимами). Крымские караимы - без сомнения, этнос. Но если брать караимизм как течение в Иудее - конечно же, секта. Не надо путать религию и этногенез. Существуют целые колонии русских, принявших религию караимов. Это не делает их этносом...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать