Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/content/03/11793203/html/veter-stranstvii/index.php:2) in /home/content/03/11793203/html/veter-stranstvii/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/content/03/11793203/html/veter-stranstvii/index.php:2) in /home/content/03/11793203/html/veter-stranstvii/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/content/03/11793203/html/veter-stranstvii/index.php:2) in /home/content/03/11793203/html/veter-stranstvii/libraries/joomla/session/session.php on line 426
Некрасовское
Главная|Контакты|О сайте

Некрасовское

Оглавление
Некрасовское
История
Церковь Рождества Богородицы
Воскресенский собор
Благовещенская церковь
Большие Соли лет 150 назад
Памятники XX века
Покровская церковь
Ансамбль церквей на кладбище
Все страницы

Поселок городского типа Некрасовское явлется центром Некрасовского района Ярославской области. Привольно раскинулось Некрасовское на обоих берегах реки Солоницы, недалеко от того места, гдн Солоница впадает в Волгу.


История поселка Некрасовское уходит корнями в глубокую древность. В начале своего существования это древнее поселение называлось Великая Соль, позднее Большая Соль. Первые упоминания о Великой Соли относится к 1214 году. С XII до XVI века местное население занималось соледобычей.

Бурение рассольной скважины продолжалось несколько лет. Глубина ее иногда составляла гораздо более ста метров. Полученный рассол выпаривали на огромных железных сковородах — «цренах». «Варить соль» было почти так же тяжело, как «варить железо». Часто люди получали увечья, гибли, упав в огонь или сорвавшись с вышки.

Большие Соли в конце XVI века были крупным центром солеварения. Здесь действовало 19 варниц. Добыча соли требовала больших затрат, поэтому каждая варница в Больших Солях находилась в совместном владении нескольких пайщиков. Всего на 19 варниц приходилось 199 владельцев

Здешние солевары являлись поставщиками соли к царскому столу.

Солеварение было нелегким, но выгодным промыслом. Существуют сведения, что когда казанские татары напали на Большую Соль в 1539 году, они выжгли 208 домов, разрушили 7 церквей. Поселение это в XVI веке явно было большим и богатым.

После нападения татар жители разбрелись, часть из них увели в полон. К тому времени добыча соли уже перестала приносить такой доход. Большие Соли так и не оправились от такого удара. Начался период прозябания.

В 1572 г. Иван Васильевич Грозный отдал Большие Соли своему второму сыну Федору Иоанновичу. А уже в 1583 г. Иван Грозный пожаловал Большую Соль купцу Семену Строганову. За заслуги в освоении Сибири. Строгановы проявляли большой интерес к солеварению, скупали старые и строили новые варницы в различных районах России. К тому времени это были большей частью развалины, заросшие можжевельником. Владение Строгановых продолжалось не более 15 лет, и в  1598 г. Большая Соль вновь ведается приказом Большого Дворца, а затем Костромской Четью.

В начале XVII века Большая Соль была приписана к Костромской губернии. В 1693 г. Петр I пожаловал посад переславскому Горицкому монастырю в качестве компенсации за отобранное у монастыря «на царское имя» село Веськово. Жители Веськово были отличными плотниками, они-то и стали строителями «потешной флотилии» Петра. Горицкий монастырь оказался жестоким эксплуататором. За первые 25 лет его хозяйничанья количество дворов на посаде сократилось почти вдвое. В 1700 году жители посада обратились к царю с челобитной, в которой писали: «А у нас, сирот твоих, пашен, исенных покосов, и лесных угодий ничего нет… Скитаемся меж дворов  и помираем голодной смерть».Однако лишь в 1761 году по прошению всех жителей императрица Елизавета приказала отобрать Большие Соли у Горицкого монастыря и переписать в «городовой оклад».

В XVII веке обострилась конкуренция в соляном промысле в России, и заниматься им в Больших Солях стало невыгодно, он угас.

В XVIII веке вследствие моровой язвы и голода происходит запустение посада.

Но уже со второй половины XVIII века жители Больших Солей получают известность как лучшие в округе мастера каменного строительства, живописи и резьбы. Уроженец Больших Солей архитектор-самоучка Степан Андреевич Воротилов построил в 1776 году соборную колокольню в Костроме. Он же является строителем значительной части торговых рядов и некоторых гражданских зданий в городе. Правнук архитектора, С. П. Воротилов, в 1840-е годы выстроил гостиный двор в Больших Солях.

Широкой известностью пользовались большесольские резчики по дереву. Они работали над изготовлением иконостасов во многих храмах Ярославля и Костромы, в том числе — для знаменитой ярославской церкви Ильи Пророка.

Славились Большие Соли и своими художниками. Удивительна судьба двух из них — академиков живописи братьев Евграфа и Павла Сорокиных. Старший, Евграф Семенович Сорокин (1821—1892), начинал как способный иконописец, работавший над украшением окрестных церквей. Случай изменил всю его дальнейшую жизнь: в 1841 году император Николай I во время пребывания в Ярославле обратил внимание на работы Сорокина. Всемогущий монарх решил продемонстрировать свою заботу о талантливом «выходце из народа». Он повелел отправить Сорокина для обучения живописи в Академию художеств. По окончании Академии Сорокин был награжден большой золотой медалью и отправлен для продолжения учения за границу. Он посетил Германию, Францию, Испанию, Сирию, Египет. Вернувшись в Россию, Сорокин занял место преподавателя в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Уроки мастерства, полученные от Е. С. Сорокина, с благодарностью вспоминали многие русские художники.

Столь же способным учеником Академии оказался и младший брат, Павел Семенович Сорокин (1836—1886). Работая преимущественно над мифологическими и религиозными сюжетами, он вместе со старшим братом принимал участие в крупнейшей по масштабу живописной работе второй половины XIX века — росписи храма Христа Спасителя в Москве

Многие жители Больших Солей в XVIII-XIX вв. успешно занимаются торговлей, разбогатевшие купцы строят каменные церкви и особняки.

В 1700 году на средства большесольского купца Семена Мельникова построена церковь Рождества Богородицы.

Вслед за церковью Рождества Богородицы было начато строительство Воскресенского собора (1700-1717 гг.).

В 1755 году сооружена Спасо-Преображенская церковь. В 1786 году построена Покровская церковь. В 1839-44 годах идет строительство церкви «Утоли моя печали».

В строительстве этих храмов, их последующем украшении участвовали большосольские мастера: каменщики, лепщики, кровельщики, резчики по дереву, художники.

В начале прошлого столетия в Больших Солях были обнаружены источники целебной минеральной воды. Возникшая на их основе водолечебница существует и по сей день.

В начале XX века в посаде было 1285 жителей. До 1917 года он был на положении волостного центра в составе Костромской губернии.

Название Некрасовское село получило в 1938 году, когда его переименовали в связи 160-летием великого поэта. В 1940-м Некрасовскому был присвоен статус поселка городского типа. В 2009 году  здесь открыли новый памятник Николаю Алексеевичу Некрасову.

Некрасовское

Сейчас Некрасовское развивается и как туристический центр. Для туристов здесь воссоздали промысел соледобычи.

Туристическая программа включает посещение Соляного острова на реке Солонице, где на реконструированной солеварне туристам показывают процесс добычи соли, который бытовал в этих местах в XVI-XVII веках.

Возрождаются в поселке и духовные обители.


Некрасовское

Мы приехали в Некрасовское летом 2010 года. Первой нас встретила церковь Рождества Богородицы.

С умом, с любовью выбрано было место для постройки храма. Вознесшаяся на высоком холме, ограниченная с запада Солоницей, а с юга глубоким оврагом, ныне почти исчезнувшим, Рождественская церковь словно парила над землей. Когда-то храм был увенчан стройным высоким пятиглавием, сейчас восстановлен только центральный барабан, завершенный маленькой главкой.

Некрасовское

В основе композиции церкви Рождества Богородицы в Некрасовском – высокий бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом. Высокий кубический объем Рождественской церкви с трех сторон окружен папертью и приделами. Так же как и церковь Богоявления в Ярославле, архитектура которой оказала сильное влияние на зодчих того времени, Рождественская церковь объединялась в единое художественное целое с колокольней, стоявшей у северо-западного угла здания. Колокольня эта давно уже утрачена.

Некрасовское

Богатое убранство фасадов Рождественской церкви в Некрасовском состоит, главным образом, из традиционных для ярославского зодчества элементов – килевидных наличников сложного рисунка, широких плоских лопаток и пучков стройных полуколонок, сложнопрофилированного двухъярусного карниза с раскреповками. Сейчас церковь действующая, восстанавливают ее с огромной  любовью, это чувствуется в каждой мелочи.


Некрасовское

Когда-то совсем недалеко от Рождественской церкви высился Воскресенский собор. Мы отправились на его поиски. Сейчас это обшарпанное разрушающееся здание, на крыше которого растут деревья.

Некрасовское

А когда-то это было величественное сооружение, увенчанное пятиглавием. Главы собора первоначально были покрыты деревянным лемехом. До сих пор сохранились превосходно прорисованные наличники высоких – в духе «московского барокко» – окон, оригинальные по форме  кокошники, расположенные в виде фриза, сложный «городчатый» карниз.

Некрасовское

Воскресенский собор неоднократно подвергался перестройкам. В 1800 году пять его глав получили железное покрытие. В 20-е годы XIX века собор был сильно перестроен  в классическом стиле. Именно тогда его западный вход получил оформление в виде портика с высоким треугольным фронтоном. Когда-то собор имел отдельно стоящую четырехъярусную классическую колокольню. Сейчас стоящие среди вековых деревьев останки собора производят грустное впечатление.


Полностью была снесена находящаяся неподалеку Благовещенская церковь. По композиции и декору она была близка церкви Рождества Богородицы. Вместе с корпусами торговых рядов эти два храма составляли архитектурное оформление центральной площади Больших Солей.

Некрасовское

В июле 2009 года на том месте, где стоял Благовещенский храм, был установлен крест.


Какими были Большие Соли лет 150 назад?

Это была уездная глушь, царство тишины и сонного покоя. Живописно разбросанные по берегам обмелевшей речки дома утопали в зелени. Повсюду виднелись кресты церквей и шпили колоколен. На холмах лениво шевелили крыльями ветряные мельницы. В центре белел прямоугольник торговых рядов, оживавших по базарным дням и кипевших народом во время годовой ярмарки. Местную «промышленность» представляли полдюжины мелких заводиков: два солодовных, три кирпичных, один льняной. Немалую роль в жизни Больших Солей играли два трактира и два кабака. На улицах все узнавали друг друга: население посада не превышало тысячу человек.

Повседневная жизнь текла здесь привычно и незаметно. «Наш посад представляет из себя одно из тех местечек обширной России, которые пережили славное прошлое, но ничем не замечательны в настоящем, кроме своей старины», — с грустью писал в начале нашего столетия один здешний житель.

До наших дней сохранились каменные здания XIX века. Когда-то большую роль в жизни Больших Солей играл вот этот дом.

Некрасовское

Здесь располагались главный большесольский трактир и чайная, славившаяся своими горячими калачами. Это первый двухэтажный каменный дом в Больших Солях.

А это здание бывшего сиротского приюта.

Некрасовское

Оно содержалось на средства петербургской купеческой вдовы Анны Васильевны Дерновой.

Это построенные во второй половине XIX века дом большесольского купца Лыкова,

Некрасовское

и большесольского купца Ивана Александровича Демидова.

Некрасовское


Всю эту информацию мы узнали из табличек, укрепленных на этих зданиях. Чувствуется в Некрасовском интерес к своим корням, к своей истории.

Некрасовское

Хорошо смотрится Аллея героев, памятник местным жителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Некрасовское

Некрасовское расположено на обоих берегах Солоницы, домики живописно сбегают к реке. Мы находимся на правом ее берегу, откуда открывается прекрасный вид на реку и противоположный берег.

Некрасовское

Отсюда прекрасно смотрится ансамбль церквей левого берега.


По мосту, перекинувшемуся через Солоницу, отправились на левый берег.

Некрасовское

В книге «Окрестности Ярославля» Н.С. Борисова, которая стала основным источником моих знаний о Некрасовском в то время, я прочитала о Покровской церкви, которая должна была находиться на левом берегу Солоницы, у самого моста слева от дороги. Я ожидала увидеть сохранившуюся церковь, а оказалась бесформенная глыба, без пятиглавия.  Но если присмотреться, и представить ее завершение… А красивая была когда-то церковь! «Она, как и Воскресенский собор, строилась в несколько этапов. Нынешнее здание, освященное в 1786 году, включает в себя фрагменты каменной церкви конца XVII века. К северо-востоку от храма, на самом берегу реки до 1916 года находилась изящная шатровая колокольня, выстроенная в конце XVII – первой половине XVIII века. С запада от Покровской церкви в начале нашего столетия была возведена новая, не сохранившаяся до наших дней огромная многоярусная колокольня. Вместе с этими сооружениями Покровская церковь воспринималась как целый архитектурный комплекс, который вместе с комплексом построек на кладбище зрительно уравновешивал панораму левого и правого берега реки.

В наружном убранстве Покровской церкви доминирущую роль играют барочные мотивы, которые не смогли, однако, полностью вытеснить привычные элементы декора XVII      столетия. Благодаря своему удачному расположению и традиционным формам этот скромный памятник стал неотъемлемой частью современной панорамы левого берега Солоницы.

Стенописи Покровской церкви были выполнены в 1802 году болыпесольскими художниками С. Н. и Е. Н. Казаковыми. В отделке храма блеснули мастерством и местные резчики. Об этом свидетельствует краевед Е. Лаговский: «Иконостас в оной церкви отличной работы; редко фантазия резчика могла создать такую красоту и искусство». Ныне интерьеры Покровской церкви утрачены.


Некрасовское

На окраине Некрасовского, на старом кладбище, можно увидеть еще несколько интересных построек. Старшая из них — пятиглавая, хороших пропорций Спасо-Преображенская церковь, выстроенная в 1755 году и декорированная в традициях барокко.

Некрасовское

 

Некрасовское

К юго-западу от нее высится каменная шатровая колокольня. Она близка к типу «ярославской свечи» — отдельно стоящего высокого восьмигранного столпа. Однако некоторые детали: плоскостный характер оформления шатра, элементы барочного декора — выдают гораздо более  позднюю дату  постройки  —  70-е годы XVIII века.

Некрасовское

Рядом с летним храмом в 1839—1844 годах была выстроена теплая церковь в честь иконы Богоматери «Утоли моя печали». Выдержанный в простых и строгих позднеклассических формах памятник сохранил любопытные стенописи, выполненные в 1840-е годы различными художниками, в том числе Евграфом Сорокиным. Вызывает восхищение прекрасный резной иконостас работы московских резчиков прошлого века».

Все это я узнала из книги «Окрестности Ярославля» Н.С. Борисова.