Главная|Контакты|О сайте

Школа целостного развития в селе Ивановском Борисоглебского района

Есть в селе Ивановское Борисоглебского района Ярославской области удивительная школа. В эту школу родители везут своих детей со всей России, а конкурс здесь – семь человек на место. Чтобы работать в этой школе, учителя переезжают из города в деревню, где всего двенадцать домов. Чем же так привлекательна маленькая сельская школа?

Здесь работают по программам, направленным на воспитание духовной высоконравственной личности, здесь педагоги главным считают, наряду с получением хороших основательных знаний, развитие ума сердечного.

Я прочитала утверждение, что эта школа по своей сути противостоит соросовской школе. На мой взгляд, не противостоит. Просто идет гораздо дальше. В обычной школе, вузе нам дают образование. В этом плане соросовская школа великолепно преуспела. Воспитанию

в нашей системе образования уделяется катастрофически мало внимания. В результате мы имеем то общество, в котором сейчас живем. В Ивановской школе главным стало воспитание человека, хотя при этом выпускники школы без труда поступают в вузы.

В этой школе работает директором удивительный человек — Владимир Мартышин. В прошлом он — известный журналист, член Союза писателей, редактор отдела публицистики журнала «Москва». Статьи Мартышина были отмечены премией Гиляровского. Его жена Татьяна Мартышина – филолог, специалист по финскому языку.

В 1993 году Владимир Мартышин с женой и тремя детьми, младшему из которых было полтора года, оставив Москву, приехали работать в маленькую, ничем не примечательную сельскую школу. Они уехали в деревню из-за детей, решив, что не смогут в городе воспитать их полноценными, нормальными людьми.

Владимир Мартышин устроился в Ивановскую школу учителем истории, его жена Татьяна стала преподавать русский язык и литературу. Через два года нового учителя истории единодушно избрали директором школы.

Он разработал новую концепцию образования и воспитания детей, которую назвали «Школа целостного развития». Помимо общеобразовательных предметов, в Ивановской школе работает более двадцати бесплатных кружков.

Школьники учатся играть на старинных инструментах, петь, танцевать вальс и мазурку, лепить глиняные игрушки, ставить спектакли, шить. В расписании есть уроки красноречия и чистописания. С шестого класса начинается изучение церковнославянского языка.

Все мальчики состоят в кадетском корпусе. Каждый день – занятия по военному делу. Рукопашный бой, верховая езда, стрельба.

Большинство девочек посещают при школе курсы сестер милосердия. За практикой далеко ходить не надо: в селе много одиноких стариков, нуждающихся в уходе и медицинской помощи.

Больше всего мне понравилась особая концепция изучения истории. Изучать историю

начинают со второго класса с разговора о вещах близких и знакомых ребенку. У второклассников курс называется «История моей семьи». Изучать историю собственной семьи ученики Ивановской школы начинают с простых вещей: рассказа о самой старой вещи, которая есть в доме, сочинения о старейшем члене семьи. Потом идут истории деревни, волости, района. И уже к старшим классам выходят на уровень всей страны.

Авторская программа Владимира Мартышина называется «Отечествоведение». Специально для нее он написал и издал учебник «Моя родословная», получивший одобрительный отзыв Российского генеалогического общества. В конце курса ученики составляют свои родословные, некоторые – вплоть до начала XVIII века.

Параллельно с «Отечествоведением» Владимир Мартышин ведет еще один авторский курс: «Добротолюбие». На этих уроках детей учат любить добро. На исторических примерах. Сергий Радонежский и Серафим Саровский – это такие же факты биографии нашего народа, как войны и революции. Обычно в школах изучение истории сводится к рассказу о битвах и сражениях. А почему бы не говорить еще и о том, что веками помогало нам побеждать?

Большинство учителей школы – приезжие. Со всех уголков бывшего СССР: от Чукотки до Приднестровья. Почти все горожане. В Ивановское ехали целенаправленно: работать под руководством Мартышина.

Одна треть учеников в Ивановской школе – это деревенские ребятишки. Другая – дети городской интеллигенции, учителей. И третья – трудные подростки, от которых отказались обычные школы. Родители везут их в Ивановское тоже со всей страны. Несколько лет назад при школе пришлось построить интернат.

Владимир Мартышин считает, что нужно развивать в ребенке силы добра. Как правило, это идет вразрез с требованиями современного общества. Быть добрым сейчас – это значит плыть против течения. Поэтому здесь стараются воспитать детей не только добрыми, но и сильными.

Модель, по которой работает Ивановская школа, оказалась эффективной. Именно поэтому Мартышин какое-то время предпринимал попытки распространить свой опыт. Уже не надеясь на местных образовательных чиновников, он вышел на федеральный уровень. Ивановская школа прошла конкурсный отбор и получила статус федеральной экспериментальной площадки. Но в школе быстро поняли, что и в Москве их опыт никого не интересует.

Я думаю, это закономерно. В этой школе главную роль играют личности самих педагогов. Дети впитывают не то, что им говорят, а то, что у педагога в душе. Здесь все должно быть искренним и настоящим. А много ли высоконравственных и духовных людей в системе нашего образования? А много ли людей, способных широко мыслить и отказаться от стереотипов? Если опыт Ивановской школы перенести на обычную школу, будет ли тот же результат?