Главная|Контакты|О сайте

Храмы Ярославля

Декоративная капуста Посадка и уход Клещевина Посадка и уход Виды клумб Кобея посадка и уход

 

«Если в Москве храмов много, то в Ярославле их еще больше, и они поражают глаз, как блестящее осенение города». Это фраза была написана еще в XIX веке  в газете «Московские ведомости» в статье по случаю  пребывания в Ярославле  великого князя Владимира Александровича.

Не одно столетие храмы Ярославля вызывают чувство восхищения и удивления гостей города.

Как в XIX веке, так и сейчас, самый древний сохранившийся каменный храм города – Спасо-Преображенский собор. Построен он был в начале XVI столетия в Спасо-Преображенском монастыре на месте обветшавшего древнего собора XIII века.

До XVII века в Ярославле в основном строили деревянные церкви. Массовое каменное строительство началось после страшного пожара 1658 года, когда выгорел практически весь город. Один из богатейших центров русской торговли в XVII веке, город имел достаточно средств для возведения каменных храмов.

Это был поистине золотой век ярославского искусства. На средства богатых купцов и жителей посада одна за другой начинают строиться многочисленные каменные церкви. Нарядно украшенные кирпичным узорочьем и цветными изразцами, они отличались богатым декором, мощными пятиглавиями. Ярославские зодчие умели не только хорошо строить, но и проявлять в своих произведениях особый местный характер.

В это время в Ярославле сложилась и достигла расцвета самобытная архитектурно-художественная школа. Особую ценность имеют стенописи древних храмов Ярославля. Ни один русский город не имел такого количества прекрасных произведений средневековых монументалистов. Поистине в XVII веке Ярославль вписал в историю древнерусской культуры одну из самых ярких ее страниц.

Первой в веренице прекрасных храмов, один за другим возводимых в городе, стала церковь Николы Надеина. Это сейчас, искаженная позднейшими перестройками, окруженная современными зданиями, она немного потерялась среди других памятников архитектуры. А в XVII веке первая каменная церковь на ярославском посаде производила огромное впечатление на современников.

Следом за ней появился храм Рождества Христова в Ярославле (фото), украшенный изразцами, с уникальной надвратной церковью-колокольней. В середине столетия была возведена жемчужина ярославского зодчества – церковь Ильи Пророка. Она необычайно живописна, Асимметрично расположенные объемы храма строго уравновешены и пропорциональны. Сейчас церковь Ильи Пророка стоит в центре главной площади Ярославля.

Эти храмы строились на средства богатых купцов. Позднее жители посада в своих приходах «в складчину» стали возводить каменные церкви. Так появились три храма вдоль берега Которосли – церковь Николы Рубленого (фото), церковь Спаса на Городу и храм Архангела Михаила (фото). Построенные в разное время, они образовали очень интересный и гармоничный ансамбль.

В торгово-ремесленных слободах Ярославля прихожане тоже возводят каменные церкви. Одним из самых прекрасных сооружений Ярославля стал храмовый ансамбль в Коровницкой слободе. А жители Толчковской слободы решили построить такой прекрасный храм, чтобы все ахнули. Им это удалось. Увенчанная пятнадцатью главами, церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, имеет живописнейший, необычный и причудливый силуэт. И это только одно из достоинств этого храма. Не случайно именно этот храм Ярославля изображен на тысячерублевой купюре.

К сожалению, далеко не все из тех церквей, которыми любовались люди в XIX веке, дошли до наших дней. Многие храмы были повреждены или разрушены во время восстания в Ярославле в 1918 году, другие были взорваны в 30-е годы, в период воинствующего атеизма.

Так, в 1937 году был взорван Успенский кафедральный собор в Ярославле. На этом месте разбили сквер. К 1000-летию Ярославля на месте взорванного храма  вновь возвели величественный и монументальный Успенский собор.

И все же многие памятники удалось сохранить. Благодаря своим храмам, Ярославль стал  жемчужиной в «Золотом кольце» древнерусских городов, его столицей.

Уже не одно столетие восхищают нас храмы Ярославля. Вот как описывает ярославские церкви действительный член Ярославской ученой архивной комиссии И. Барщевский в сборнике "Исторический очерк города Ярославля", изданном в Ростове в 1900 году.

Ярославль богат памятниками русского искусства, но в нем сохранился только один памятник XVI века, и то с большими изменениями, это собор Спасского монастыря, все же другие — не древнее XVII века, но зато представляют такие полные и так хорошо сохранившиеся памятники искусства ярославских мастеров, что заслуживают особого внимания как любителей, так и специалистов — художников и археологов.

Ярославские мастера умели не только хорошо строить, но и проявлять в своих произведениях особый местный характер.

Академик Павлинов в своей «Истории русской архитектуры» говорит: «Присутствие множества шатров отличает ярославские храмы от других, составляя его местную особенность, так же как и постройка фронтонных входов. Своеобразная отделка стен выражается в манере ставить во множестве колонки вперемежку с квадратом, украшенным изразцом. Эти-то особенности, присущие более всего Ярославлю и его окрестностям, следует считать за отличительную черту ярославского стиля».

На основании вышесказанного г-ном Павлиновым, мы в описании нескольких церквей города Ярославля, носящих на себе эти «особенности», будем называть их принадлежащими к ярославскому типу церквей.

Общий вид и план церквей

В плане церкви эти обыкновенно представляют четвероугольник с двумя столбами посредине. Алтарь отделяется заиконостасною стеною с широкими пролетами, образующими как бы столбы, соединенные несколькими перемычками. В небольшом расстоянии от этой стены находится восточная стена церкви с тремя широкими

Декоративная капуста Посадка и уход Клещевина Посадка и уход Виды клумб Кобея посадка и уход

алтарными арками. Три алтарные апсиды или достигают верхнего карниза церкви, и тогда своды алтаря находятся на значительной высоте2, упираясь в восточную стену церкви, или достигают только половины ее высоты, и своды их упираются в заиконостасную стену церкви, образуя низкий алтарь, а восточная стена опирается на алтарные своды, образуя над ними, за иконостасом, пустое пространство. Окна церкви обыкновенно располагаются в верхней части стен, они делаются достаточно широкими и украшаются наличниками.

Дверные пролеты часто богато украшены фигурными, иногда покрытыми поливою4 кирпичами. Церкви окружаются с трех сторон широкими и светлыми папертями-галереями, восточные концы которых оканчиваются, в большинстве, приделами. В галереи ведут с трех сторон входы, далеко выступающие вперед. Нередко церкви стоят на сводчатых палатках, подцерковиях, которые служат складами для хранения товаров, в особенности в былое время купцы, ставя церковь, делали под нею склад для своих товаров.

Обыкновенно церкви пятиглавые. Средний барабан в диаметре уже пролета, образуемого подпружными арками, и стоит не на них, а на рядом висящих более высоких арках. Боковые барабаны — также открытые и тоже имеют вспомогательные арки. Над приделами ставятся шатры или круглые барабаны с главами. Главы вообще складывались из кирпича и крылись черепицею5.

Колокольни часто примыкают к папертям или стоят совершенно отдельно от церквей. Колокольни имели два типа: более старые над звоном имели шатры со многими слухами, этот тип колоколен в ярославских постройках имеет наилучше разработанные детали. Другой тип, в виде беседок, стоящих .одна над другою, далеко уступает по красоте первым.

Внутри церкви и паперти обыкновенно сплошь покрыты стенописью, изображающей Священное Писание, и орнаментами. Профессор Покровский говорит, что они служат материалом для характеристики русских стенописей XVI и в особенности же XVII и XVIII столетий.

Иконостасы богато украшались резьбою, в особенности Царские врата, клиросы, надпрестольная сень и другое, о происхождении рисунков для которых мы говорили.

Таковы в общих чертах ярославские церкви постройки XVII века, тип которых, очевидно, выработался из предшествовавших им деревянных церквей.