Главная|Контакты|О сайте

Меря - древние жители Ярославского края

Ме́ря — древнее финно-угорское племя, жившее на территории Владимирской, Ярославской, Ивановской, а также частично на землях современных Московской, Вологодской  и Костромской областей.

Впервые народ меря под названием мерен упомянул в VI веке готский летописец Иордан, описывая события IV века.

В русских летописях есть упоминания о племени меря, относящиеся к IX – началу X вв.   «Повесть временных лет» сообщает: «на Ростовском (Неро) озере меря сидит и на Клещине (Плещеевом) озере меря же», а также, что в 859 году варяги обложили данью меря. Народ меря принимал участие в военных походах Олега. Последнее летописное сообщение 907 года свидетельствует, что племя меря было в составе войска князя Олега, идущего на Царьград.  Больше в письменных источниках упоминаний о меря нет.

Но есть еще сведения, полученные в результате раскопок. Благодаря им известно, что меряне были носителями древней и развитой культуры. Это были земледельцы, скотоводы, огородники, охотники и рыболовы. Знали меряне и ремесло. Среди ремёсел особенно были развиты у них  кузнечное, бронзолитейное и косторезное.

Племя говорило на мерянском языке, родственном языкам соседних поволжских финно-угорских племён, преимущественно марийскому.

Во что верили эти люди?  Они поклонялись священным животным. Находки небольших бронзовых идолов, талисманов – «оберегов»,  изображающих тотемических животных (особенно коня, утку, медведя) говорят  об этом.

Раскопки свидетельствуют, что вторжение варягов в мерянские земли носило мирный характер. Нет следов военных столкновений. Скорей всего, варяги и не стремились завоевывать этот народ. На землях меря они создавали опорные пункты для налаживания и расширения торговых связей с югом.

В IX-XI вв. точно так же, мирно, здесь расселились славяне. Они сорвались с родных земель, спасаясь от притеснений князей и бояр. Славяне шли сюда с севера, из новгородских земель, и с юга, с Верховьев Днепра и Волги. Это были мирные люди, которые хотели просто выращивать хлеб и разводить скот. И они пришли в мирный край. Земли вокруг было достаточно, и славяне расселились по соседству с меря.

Славяне принесли сюда свою культуру, своих богов, и эти боги не отрицали мерянских идолов. Люди мирно уживались друг с другом, точно так же мирно сосуществовали и боги. Постепенно произошло слияние этих народов.  Археологические раскопки показывают сосуществование в один и тот же период славянской и финно-угорской культур в одних и тех же поселениях тех веков.

Сильное киевское княжество все больше распространяло свое влияние на этот край, а Киев к тому времени стал христианским. Вместе с княжеской властью сюда пришло христианство. Но с христианской религией все обстояло иначе. Она начисто отрицала другие верования и других богов. Это означало для жителей края отказаться от того, чем жили и во что верили они и их предки. Распространению христианства резко противодействовали жрецы местных культов, а это древняя магия и древняя сила.

Не стало больше мира в этом крае. Жители поднимались на восстания, противодействуя насильной христианизации, убивали киевских миссионеров.

Что произошло при этом с древним племенем меря? О нем перестали упоминать летописи, исчезли следы существования меря в раскопках более поздних периодов. То ли они отказались принять новых богов и ушли из этого края, то ли смирились и полностью утратили свою самобытную культуру?  Память о самых древних жителях этого края осталась в названиях рек, озер, населенных пунктов.