Главная|Контакты|О сайте

Советская площадь

Почему в Ярославле в XVII веке было построено так много храмов?

Мы находимся на Ильинской площади – главной площади Ярославля. В центре ее находится один из самых прекрасных памятников ярославской школы зодчества XVII века – церковь Ильи Пророка.

Мы уже видели несколько храмов XVII века, прошли мимо тех мест, где стояли раньше ныне снесенные церкви. Всего в Ярославле в XVII веке было построено около 50 храмов, из них более 30 каменных.

Для строительства такого количества церквей нужны были большие средства, и они в городе  были.

В XVII столетии Ярославль стал третьим торговым городом страны, по торговому обороту он уступал лишь Москве и Казани. В городе скрестились несколько важных торговых дорог.

 

Церковь Ильи Пророка

Крокусы Посадка и уход Лаватера Посадка и уход Лобелия посадка и уход Матиола посадка и уход Петуния посадка и уход

Церковь Ильи Пророка в Ярославле была заложена в 1647 году, освящена в 16 июня 1650 года. Она выстроена неизвестным зодчим на средства богатых ярославских купцов Вонифатия и Иоанникия Скрипиных.

Скрипины принадлежали к верхушке русского торгового мира. Иоанникий Скрипин входил в группу самой привилегированной части русского купечества - был государевым гостем. Братья Скрипины занимались торговлей мехами, церковной утварью и драгоценными камнями, были поставщиками товаров для царского и патриаршего двора. Они были лично знакомы с царями Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем Романовыми и пользовались их расположением.

Имея огромный доход от своих торговых операций, Скрипины могли позволить себе возвести посреди своей усадьбы вот такой великолепный храм.

Церковь Ильи Пророка в Ярославле – четырехстолпный, пятиглавый храм на подклете, с трех сторон окруженный двухъярусной  галереей.  Храм имеет три придела. К юго-восточному углу храма примыкает теплый Покровский придел. В этом приделе Покрова Богоматери проходили службы зимой.

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

У северо-восточного угла расположен придел покровителей семейного очага Гурия, Самона и Авива. Это была домовая церковь купцов Скрипиных. В подклете придела находится усыпальница рода Скрипиных. Он имеет редкое для Ярославля и очень живописное завершение в виде многоярусных кокошников.

Самый красивый придел – Ризположенский. Он был построен позже других.  В честь завершения строительства храма и в знак особого благорасположения Патриарх Московский и Всея Руси Иосиф   с разрешения царя Алексея Михайловича поднес братьям Скрипиным уникальную святыню – частицу ризы Господней. Для хранения этой редкой культовой реликвии и был построен шатровый Ризположенский придел. Все архитектурные детали придела призваны подчеркнуть его легкость и устремленность ввысь. Обратите внимание на пирамидальное расположение окон четверика. Группы из трех пирамидально расположенных кокошников смягчают переход к четверику. А выше два ряда кокошников оформляют мягкий переход к шатру. Шатер глухой, монотонность больших гладких плоскостей его граней смягчают горизонтальные выступы-перехваты на его ребрах.

К северо-западному углу храма примыкает шатровая колокольня.  Строгий и  глухой восьмерик нижней части колокольни служит основанием для ажурной легкой аркады и шатра, прорезанного слухами, обрамленными нарядными наличниками.

На галереи ведут два нарядных, домообразных крыльца. Перед нами западное крыльцо – центральный вход. Похожее крыльцо находится с севера.

Как вы видите, получилась асимметричная постройка. Каждый фасад храма абсолютно непохож на другой. Но при этом, с какой бы точки вы ни посмотрели, все объемы строго уравновешены. Своими разнообразными формами церковь немножечко напоминает живописные хоромы  XVII века.

Заказчиками церкви были купцы – люди, близкие к народной среде, и, поэтому, в оформлении фасадов первоначально открытых галерей и крылец проявилось стремление к узорочью и красочности. Зодчие обильно украсили фасады сложно профилированными квадратными кессонами-ширинками, бусинами и белокаменными резными вставками, на которых искусно вырезан  двуглавый  орел, цветок "розан", крылатый грифон и т.д.

Храм Ильи Пророка в Ярославле был расписан артелью из 15 костромских и ярославских художников.  Возглавляли ее знаменитые изографы костромичи Гурий Никитин и Сила Савин.

Ильинские росписи представляют собой одно из высших достижений русского искусства. Стенописи центрального храма хорошо сохранились, так как были выполнены на высоком по качеству уровне.

Храм Ильи Пророка в Ярославле ценен еще тем, что он почти полностью сохранил свой первоначальный облик. Практически без изменений сохранился и интерьер Ильинского храма, поновления живописи происходили преимущественно в теплом Покровском приделе.

В 1920 г. церковь Ильи Пророка в Ярославле была закрыта. В послевоенные годы храм отреставрировали, он был открыт для посетителей как музейный объект. В 1989 г. главный престол церкви был вновь освящен, и с этого времени в летний сезон в храме Ильи Пророка в Ярославле проводятся церковные службы по большим христианским праздникам.

В XVII веке вместе с хоромами Скрипиных, торговыми лавками, домами духовенства, древней оградой с башнями церковь представляла единый ансамбль. По плану реконструкции  города 1778 года, она стала центром вновь созданной площади. От площади лучами расходятся улицы, и церковь  Ильи Пророка замкнула перспективу каждой из них. Она стала главным архитектурным сооружением центра Ярославля.

Интересно описание церкви, сделанное человеком, жившем в XIX веке.

Церковь святого Ильи Пророка

На месте, где стоит эта церковь, ранее были две деревянные: теплая во имя Покрова Божией Матери и холодная во имя Ильи Пророка. Когда были основаны эти церкви — неизвестно, но об Ильинской упоминается в повести о чуде от иконы Спаса в 1612 году. Нынешняя большая каменная церковь на палатках, как свидетельствует церковная летопись и вставленная в стену запись, вырезанная на камне, «начата созидатися в 9 день мая 1647 года, а окончена и освящена 17 июня 1650 года; освящение совершено митрополитом ростовским Варлаамом»; церковь выстроена на средства новгородских выходцев, купцов гостиной сотни Вонифатия и Иоанникия Скрипиных, род которых теперь уже угас.

Храм этот достоин полного внимания художника-археолога и принадлежит к типу ярославских церквей. Четвероугольный в плане, он имеет с северной и западной стороны широкие паперти, с южной — теплую церковь, с восточной — высокие алтарные апсиды. В настоящее время церковь покрыта четырехскатною крышею, но весьма вероятно, что раньше покрытие было другое и, быть может, закомарное, то есть по полукружиям. На церкви пять больших луковичных глав, еще в конце прошлого столетия (1781) главы церкви были крыты черепицею и, конечно, имели другой профиль. Окна церкви имеют вставки из цветных стекол, подобные же вставки, вероятно, были сделаны и самими Скрипиными, так как цветное стекло явилось у нас еще в XVII веке и было в моде; Скрипины, столь богато украсившие храм, могли украсить его и модными стеклами, быть может, стоявшими рядом со слюдою.

К южному концу западной паперти пристроена четвероугольная башня, крытая большим красивым восьмигранным шатром с двумя рядами кокошников у основания. Северная паперть оканчивается приделом с высокою крышею и одною главою. На паперть ведут два крытых крыльца, в их дверях висят красивые гирьки, а стены украшены тягами и квадратиками с розетками из белого камня с высеченными на них птицами, животными и звериными головками. К северо-западному углу пристроена красивая восьмигранная колокольня с большим шатром со слухами.

Внутри церковь, паперть и придел сплошь покрыты стенописью, весьма интересною по своей сложности, трактовке сюжетов, потому что она сохранилась почти без исправлений.

Профессор Н. Покровский об этой стенописи говорит, что роспись Ильинской церкви отличается сложностью и разнообразием сюжетов, покрывающих как бы колоссальною узорчатою пеленою все внутренние поверхности храма, «мертвые массы оживлены и языком наглядных образцов вещают о домостроительстве человеческого спасения». Настенная запись, также вырезанная на камне, свидетельствует, что церковь зачата стенным писанием 17 июня 1680-го и кончена 8 сентября 1б81-го года, и здесь же перечислены имена пятнадцати изографов, трудившихся при расписании храма. Из этих так быстро работавших художников два были костромичи, остальные ярославцы. Некоторые из них ранее бывали вызываемы царскими указами в Москву для работ в соборах Успенском, Архангельском, Теремной церкви, в церкви села Коломенского и других13. В среднем куполе изображено «Отечество», в боковых — Иисус Христос, Эммануил, Богоматерь и Иоанн Креститель; на сводах — двунадесятые праздники, на стенах — изображения из Ветхого Завета, в особенности из истории Пророка Ильи и Елисея.

Прекрасный резной пятиярусный иконостас более позднего времени, вероятно, начала XVIII столетия; каков был первый иконостас, сказать трудно, в церкви есть остатки тябл иконостаса с изображениями трав и цветов по серебряной земле, и очень может быть, что это и есть остатки от первого иконостаса. Клиросная ограда также заслуживает внимания, на ней выполнены насыпью рисунки со старинных восточных материй, аксамита, с подражанием в окраске этим тканям.

Главный престол в храме — во имя святого Илии Пророка. Над этим престолом на железных связях висит прекрасная сень, общий характер рисунка и ее формы суть русские, в деталях же в русский рисунок введены элементы как восточные, так и западные.

Орнамент резьбы состоит из ветвей, цветов и птиц: попугаев, двуглавых орлов, птицы-бабы и неясыти14. Резьба эта покрыта золотом и местами серебром на мардане прямо по дереву и потому не скрывает техники резьбы, как при современном золочении по левкасу. Там, где резьба не представляет сквозного прореза, ажурной резьбы, она имеет землю (фон), окрашенную простыми клеевыми красками синего, красного и других цветов. В четверо- угольном основании своем она имеет более трех аршин в стороне и в вышину от подвеса выкружки до креста около 10 аршин, резная надпись на основании сени свидетельствует, что сень эта сделана в 7165 году (1657) при царе Алексее Михайловиче, патриархе Никоне и митрополите Ростовском и Ярославском Ионе.

С южной стороны алтаря в диаконнике находится придел (во имя Варлаама Хутынского), в котором есть Царские врата XVII века с прекрасно исполненными на них русскими узорами. Интересны также в этой церкви бляха дверей и замок. В этом же храме заслуживает внимания вся стенопись. Также ценны иконостасные иконы и несколько небольших икон, находящихся в разных местах церкви, которые были заказаны Скрипиными нескольким иконописцам, имена которых находятся в Описи Скрипиных, где перечислены иконы и их украшения.

Направо из этого храма дверь ведет в теплую церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Она, по-видимому, пристроена позже, и в ней, кроме некоторых икон, нет ничего интересного.

Выйдя из храма в западную паперть, мы проходим ею в придел Положения Ризы Господней. Придел этот, надо полагать, построен несколько позже самой церкви, то есть после того, как Патриархом Московским Иосифом с дозволения царя Алексея Михайловича прислана в дар этой церкви частица Ризы Господней, и до сих пор хранящаяся в ней, в серебряном ковчеге, сделанном в 1712 году, заключающем в себе другой маленький ковчежец, о котором в церковной описи 1743 года говорится, что ковчежец этот с частью Ризы Господней находится при образе во имя Ее, и что икона эта стоит по правую сторону Царских врат. Так как в приделе этом хранилась столь драгоценная святыня, то окна его имели особенно прочные затворы в виде внутренних задвигающихся в стену железных ставен. Стены придела расписаны сюжетами, относящимися к истории Ризы Господней и Нерукотворенного Образа, а в своде — Святая Троица и евангельские события. Существующий иконостас — в стиле времен императрицы Елизаветы Петровны, то есть довольно безвкусный, но за ним уцелели остатки древнего иконостаса с сохранившимися красивыми и характерными расписными узорами на тяблах и на подыконных углах. Клирос также имеет роспись на своих стенках, самого примитивного письма.

Северная паперть также оканчивается приделом во имя святых Гурия, Самона и Авива, в настоящее время обращенным в ризницу. Здесь находятся интересные Царские врата, вероятно, принадлежавшие одной из деревянных церквей, стоявших на месте нынешней каменной. Резные врата эти имеют в рисунке своем много восточного и, несомненно, принадлежат работе XVI столетия. Земля (фон) их золоченой резьбы была окрашена красною и зеленою красками.

В ризнице этого придела хранятся превосходные облачения, утварь и другие предметы XVII века.

Стены паперти покрыты живописью, изображающею сюжеты из Священного Писания, Апокалипсиса и сочинений святых отцев. Так, на стенах и сводах западного входа — изображения из Апокалипсиса, в западной и северной паперти — сцены из Ветхого и Нового Завета, Апокалипсиса, книги «Великое зерцало», «Песни Песней» и другие. Иконографические композиции «Песни Песней», по словам профессора Покровского, заимствованы из Библии Пискатора. На своде северного входа изображено родословное древо русских государей от Владимира Святого до Алексея Михайловича и его детей Иоанна и Петра.

Внизу под северным приделом покоятся и сами храмосоздатели Скрипины под могильными плитами из белого камня с высеченными на них надписями вязью. Усыпальница эта обращена в часовню.

Церковь окружает красивая железная решетка, поставленная на средства потомственного почетного гражданина И. А. Вахромеева, исполненная по рисунку академика архитектуры А. А. Никифорова в мастерской «П.Тепен и сын».

По материалам сборника "Исторический очерк города Ярославля, составленный действительным членом Ярославской ученой архивной комиссии И. Барщевским", изданного в Ростове в 1900 году.

   

Регулярный план застройки Ярославля

В 1777 году в связи с новым административным делением России было образовано Ярославское наместничество (губерния). Центром наместничества стал Ярославль.

В 1778 году город  получил регулярный план застройки. Этот проект бережно учитывал все ценные постройки Ярославля. Всего несколько каменных зданий, попавших внутрь квартала, были снесены, да еще разобрали за ненадобностью некоторые башни городских укреплений.

Ярославские храмы, башни Земляного города,  другие памятники архитектуры  теперь замыкали улицы, становились доминантами на новых площадях, формировали набережные города. Главной площадью Ярославля по этому плану стала Ильинская, в сторону кремля от нее простиралась широкая Плацпарадная площадь (ныне Челюскинцев), которая плавно переходила в Соборную площадь на территории кремля.

Новые площади появились и в слободах за пределами посада. Большинство новых улиц пролегло по трассе существующих, лишь расширяя и спрямляя их. В Ярославле началось грандиозное строительство – сносили старые здания, строили новые. В начале XIX столетия в Ярославле имелось 2600 домов (более 300 — каменных), из них почти половина были построены по регулярному плану.