Главная|Контакты|О сайте

От Советской площади к речному вокзалу

Церковь Николы Надеина

Декоративный подсолнух Посадка и уход Сальвия посадка и уход Скарификация Хризантема Посадка и уход

 

Церковь Николы Надеина Вид с северо-востока

Перед вами знаменитая церковь Николы Надеина в Ярославле.

«Ну и что!» - скажете вы. Мы видели гораздо более красивые храмы во время нашей прогулки. «Не очень-то она впечатляет! И что в ней знаменитого?»

Сейчас, зажатая со всех сторон современными зданиями, искаженная позднейшими перестройками, она действительно не очень впечатляет. А вот в XVII веке…

В XVII веке она была гордостью ярославского посада. Весь посад тогда был деревянным. Город только еще оправился от последствий Смутного времени. Совсем недавно людям было не до красоты. И вдруг среди деревянных домов, узких грязных улочек, небольших деревянных храмов (их быстро строили, но также быстро они и горели), выросла прекрасная каменная церковь.

Раньше на этом месте стояла деревянная церковь Благовещенья. По традиции, при перестройке храма соблюдалась преемственность посвящения престола. Но эта церковь строилась на деньги ярославского купца. Да не простого купца. А богатейшего ярославского купца, государева гостя,  лично знакомого с самим царем, поставлявшего товары для царского двора.  Только очень немногим купцам за особые заслуги царь жаловал почетное звание государева гостя.  Нередко ему приходилось далеко отлучаться по своим торговым делам.

Николай Угодник считается покровителем путешествующих. Вероятно, поэтому главный престол храма освятили в честь святого Николая Мирликийского – самого почитаемого на Руси святого.

Купца этого звали Епифаний Андреевич Светешников, но больше он известен под именем Надея. Надея Светешников был очень богат, поэтому и смог выделить немалые деньги на строительство этого храма. Ради него могли изменить традицию и переосвятить вновь построенную церковь.

Существует местное предание, которое как бы обосновывает законность такого переосвящения. Во время строительства храма, как свидетельствует предание, к берегу Волги напротив строящегося храма волнами прибило икону Николая Чудотворца. Икону внесли в церковь, и начали от нее случаться чудесные исцеления.

Это было истолковано, как Божия воля, и прихожане просили ростовского митрополита освятить только что построенный храм в честь Николая Чудотворца.

Строилась церковь Николы Надеина в Ярославле с 1620 по 1622 гг.  Массивный куб храма поднят на высокий подклет. В XVII веке церковь имела пять глав. С трех сторон ее окружали тогда открытые галереи. Церковь имела еще башнеобразный Благовещенский придел, невысокую шатровую колокольню и стройное домообразное крыльцо на ползучих арках.

Церковь Николы Надеина Южный фасад

Церковь Николы Надеина нарушала законы, по которым строились храмы XVI века – она была асимметрична. Здесь свободно сочетались разновеликие объемы.  Галерея, обходящая храм, завершалась приделом только с севера. С юга и запада галерея была открытой, и ее легкая аркада обогащала фасады игрой светотени. Северная галерея была закрытой изначально.

Раньше покрытие церкви было позакомарным, и это делало ее еще более живописной. Декор храма скромный, но очень выразительный. Фасады украшены поясами крупных ширинок — квадратных углублений с профилированными впадинами — и разного вида карнизами. Интересен также катушечный пояс, украшающий апсиды на востоке.

Великолепные росписи церкви Николы Надеина были сделаны спустя 20 лет после постройки храма, в 1640-1641 годах. Храм расписывали двадцать мастеров, в том числе ставшие впоследствии знаменитыми художники Василий Ильин и Севастьян Дмитриев. Руководили артелью старые, опытные и известные мастера − Любим Агеев из Костромы, Стефан Ефимиев из Ярославля и Иван Муравей из Нижнего Новгорода.

Дальнейшие перестройки сильно исказили первоначальный облик церкви. В конце XVII века были заложены арочные проемы галерей, надстроена колокольня,  пристроен южный придел. В XIX веке боковые главы храма разобрали, позакомарное покрытие заменили на четырехскатное.

Вот как описывает церковь краевед XIX века:

Церкви Николо-Надеинского прихода

Близ берега Волги недалеко от Мякушкина съезда находится Николо-Надеинский приход. В XVI столетии здесь стояла церковь во имя святого Николая Чудотворца. В Новгородской летописи упоминается, что в 1536 году эта церковь сгорела и была причиною пожара во всем городе. На месте сгоревшей была построена деревянная же церковь во имя Благовещения. Существующая же каменная церковь, как свидетельствует летописная запись на камне, заложена государевым гостем Епифанием Андреевым Свешниковым по прозванию Надей в 1620 году и освящена в 1622 году, но уже во имя святого Николая. И вот по какой причине: во время построения церкви по Волге приплыла и остановилась против постройки икона св. Николая Чудотворца. Это явление послужило к тому, что как строитель, так и прихожане просили митрополита освятить храм во имя святого Николая Чудотворца, во имя же Благовещения устроить придел.

По конструкции постройки она одинакова с Ильинского церковью и, быть может, служила ей образцом. Она на палатках, окружена с трех сторон папертями, с высокими алтарными апсидами и пятью главами, четыре боковые главы снесены в 1836 году.

В церковь на паперть ведет только одна лестница с западной стороны, к северо-западному углу пристроена четырехугольная колокольня, на высоте церкви переходящая в восьмигранник с шатровым верхом.

Внутри все стены храма покрыты живописью, к сожалению, весьма неумело возобновленною в 1882 году масляною краскою.

Над престолом находится прекрасная сень, ее квадратное основание висит на железных цепях, по которому вокруг идет резьба и надпись, свидетельствующая, что «сия сень сделана в лето 7144 (1636) при Царе Михаиле Феодоровиче и Патриархе Иоасафе, к Николе на престол поставлена в каменную церковь, на Волгском берегу». По сторонам ее висит ажурная резьба с двумя выкружками и гирькою посредине, поддерживаемая висящими столбиками, над этой резьбою с каждой стороны на ее основании стоит в наклонном положении резной фронтон, по углам — красивые покрытые резьбою балясины. Основание сени имеет плафон с иконою посредине, на котором стоит восьмигранный шатер, убранный в три ряда резными ажурными щитками, кокошниками и башенками с балясинами и резными шестикрылыми херувимами, в настоящее время все резные украшения беспорядочно присвоены к шатру (наклонены), следует же их поставить прямо, вверху шатер имеет резную шейку с резною длинною главкою, увенчанною крестом.

По церковным описям известно, что сень эта была покрыта по мардану золотом, серебром и различными красками, но, к сожалению, кажется в 1850 году, она испорчена при новом золочении, для которого ее покрыли слоем левкаса и тем замазали резьбу. Высотою она от гирьки выкружки до вершины креста более 7 аршин, и в стороне квадрата ее основания — более трех.

Существующий иконостас, как гласит предание, сделан по рисунку первого русского актера Ф. Волкова (1751 год).

Приплывшая чудотворная икона св. Николая — в рост человека, стоит в особом киоте за правым клиросом. На ней святитель изображен в рост, в крещатой ризе и омофоре, правою рукою благословляет, а левою держит Евангелие, наверху по сторонам небольшие изображения Спасителя и Богоматери; по старой описи она значится как обложенная басмою, но в 1817 году на нее сделана серебряная риза. Икона эта на зимнее время переносится в теплую церковь.

В алтаре этого храма находится придел во имя Михаила Малеина, на паперти с южной стороны — придел во имя Александра Свирского, с северной — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы; здесь на сводах изображено родословное древо Богоматери.

Теплая церковь, также на палатках, во имя Рождества Иоанна Предтечи, с приделом преподобного Макария Желтоводского, построена в XVII веке, но в 1836 году подверглась большим переделкам и не имеет уже интереса, кроме иконы Иоанна Предтечи новгородского письма (1551 год), пожертвованной Богомоловыми.

В ризнице храма есть достойные внимания предметы: ризы, кресты, утварь и прочее. Царские вклады и вклады Епифания Свешникова и других.

Церковь эта имела на своем своде два шатра.

По материалам сборника "Исторический очерк города Ярославля, составленный действительным членом Ярославской ученой архивной комиссии И. Барщевским", изданного в Ростове в 1900 году.

В 1930 году был упразднен Николо-Надеинский приход. Церковь передали музею.

По новому плану  генеральной застройки Ярославля 20-30-х годов XX века вокруг церкви возвели многоэтажные жилые дома, в результате чего памятник совершенно потерял свою роль в городской застройке.

В 1959 году церковь Николы Надеина вошла в состав вновь образованного Ярославского музея-заповедника; с 1969 года она открыта для посетителей как храм-музей.

Церковь Николы Надеина в Ярославле стоит недалеко от волжского берега. В XVII веке вдоль берега Волги тянулись укрепления Земляного города. После того, как был принят план реконструкции Ярославля 1778 года, здесь стали строить свои дома богатые ярославцы. Но волжский берег был тогда почти не укреплен, его размывало вешней водой, поэтому решено было построить набережную. Набережная получилась одной из самых красивых в поволжских городах. Сейчас мы выйдем на нее, и вы сами в этом убедитесь.

 

Волжская набережная

В XVI-XVII веках на берегу Волги находились купеческие пристани. Здесь грузили и разгружали товары, торговля которыми производилась по волжскому  пути. Когда вдоль берега Волги срыли земляной вал и разобрали почти все оборонительные башни, здесь начали строить свои дома горожане. Место это было тогда неблагоустроенным, все в рытвинах и колеях, весной и осенью непролазная грязь, летом – крапива и лопухи.

Когда в 1823 году Ярославль посетил император Александр I, и, увидев состояние волжского берега, он удовлетворил ходатайство губернатора А.А. Безобразова о выделении средств на укрепление подмываемого волжскими разливами берега и строительство Волжской набережной в Ярославле.  На эти цели император выделил 20000 рублей ассигнациями. Основные работы начались в мае 1825 года по проекту инженера Гермеса.

Для укрепления высокого берега, который плавно спускался к Волге, требовалось огромное количество бутового камня, земли и мха. Все это возили на судах с левого берега. Бутовой камень должны были поставлять все торговые суда, приходившие в Ярославль, бесплатно, по 4 кубометра каждое.  Таким образом, было привезено 17,5 тысяч кубометров.  Отвес берега был выложен камнем, поставлена чугунная решетка, над Волжским и Красным спусками перекинуты мосты.

БеседкаВ 40-е годы XIX века не Волжской набережной в Ярославле построена круглая беседка.  В конце XX века на ярославских набережных было построено еще несколько беседок, но эта, первая, имеет для ярославцев особое значение. В беседке назначают свидания, здесь любят фотографироваться молодожены. Говорят, что еще до революции она называлась «храмом дружбы и любви».  Белые колонны беседки прекрасно смотрятся с Волги. Она стала эстетической эмблемой нашего города.

   

Церковь Рождества Христова

Цинния геогиновидная Посадка и уход Цинния изящная Посадка и уход Цинния посадеа и уход Алексеевский женский монастырь в Угличе

 

 

Церковь Рождества Христова Вид с северо-востока

Мы подошли к этому замечательному памятнику – церкви Рождества Христова в Ярославле. Она тоже была построена на средства ярославских купцов.  Первыми ее заказчиками были Акиндин и Гурий Назарьевы. Начали строить храм Рождества Христова в 1636 году. За образец они взяли так всех восхищавшую церковь Николы Надеина.

Начинали строить четырехстолпный пятиглавый храм на подклете  с галереями с трех сторон и одним приделом. Но довести до конца это достаточно дорогостоящее строительство братья Назарьевы не успели. После их смерти строительство храма продолжили сыновья Гурия Назарьева — Михаил, Андрей и Иван Гурьевы, которые и закончили его в 1644 году.

Братья Гурьевы были богаты. Они успешно вели торговлю  по всему Русскому государству. Еще отец Гурьевых наладил промысел ценной рыбы в устье реки Яик (ныне Урал). Для защиты этого прибыльного промысла Гурьевы построили каменную крепость. Вокруг крепости позднее вырос город, который до недавнего времени носил имя ярославских купцов – город Гурьев. И только в 1992 году, уже в составе республики Казахстан, был переименован в Атерау.

У Гурьевых было достаточно средств для того, чтобы построить еще более богатый храм. Они внесли в первоначальный замысел существенные изменения. Размеры сооружения были значительно увеличены. К юго-западному углу церкви был пристроен Казанский придел, из-за этого  западная галерея была удвоена.  Придел завершается ажурным крестом, являющимся прекрасным образцом  искусства ярославских кузнецов и медников.