Главная|Контакты|О сайте

Лимузен и Перигор

Замки и реки, светлые деревеньки и темные леса — край, где все насыщено историей и легендами... От Иль-де-Франса извилистая дорога ведет на юго-запад, к Аквитании, Пиренеям и Испании. Она пересекает Берри, блуждает в Пуату, касается Оверни, а потом начинает петлять по Керси и Перигору.

Берри — это, прежде всего, Солонь, ее пруды, леса, изобилующие дичью, легенды о дьявольских болотах и колдунах. Мечтательные пейзажи деревушки Ноан на берегу Эндра описаны в самых известных романах Жорж Санд. В Ноане она принимала Шопена, Бальзака, Делакруа. Около Шатору, в Деоле, сохранились галло-римские склепы; а от церкви аббатства, основанного бенедиктинцами, осталась лишь колокольня. В этом районе разбросано множество замков, в том числе замок-крепость Сансер, расположенный в исключительно красивом месте, неподалеку от Луары; и Мен-сюр-Иевр, некогда излюбленная резиденция герцогов Беррийских, и замки эпохи Возрождения — Мейян, Кюлан, Шатонеф и чудесный Валенсе, построенный Филибером Делормом и позднее принадлежавший Талейрану.

На границе между севером и югом, между «страной труверов» и «страной трубадуров», находится город Пуатье, который помнит арабское нашествие. Его собор Нотр-Дам-ла-Гранд с фасадом, богато украшенным скульптурами,— одна из жемчужин романской архитектуры.

Но в городе есть и другие шедевры, величественные и волнующие свидетели его долгой истории. Баптистерий Сен-Жан, сложенный из римского кирпича, построен в IV веке и является, вероятно, одним из старейших памятников христианской Франции. Церковь Святой Радегунды, построенная в стиле анжуйской готики, хранит в одном из саркофагов своего склепа останки первой жены Хлотаря I, причисленной к лику святых и считавшейся покровительницей   города.   На юго-западе находится уникальная церковь Сент-Илер-ле-Гран с семью нефами и девятью куполами.

Близ Пуатье произошло сражение вестготов с франками под предводительством короля Хлодвига.  Аларих II, вождь вестготов, был убит, и Аквитания перешла во владение франков. Позднее, к 732 году, Карл Мартелл остановил здесь нашествие сарацинов, которые осадили Тур, привлеченные, как повествует предание, святыми дарами бенедектинского аббатства Сен-Мартен. Здесь же в 1356 году, когда Валуа и Плантагенеты оспаривали друг у друга корону Франции и наследство Алиеноры Аквитанской, Иоанн Добрый был побежден Черным принцем и стал его пленником. Герцогство Пуату вновь перешло к Англии и принадлежало ей до тех пор, пока французы, возглав¬яемые Дюгескленом, не отвоевали его. В 1429 году в герцогском дворце (ныне Дворец правосудия) собрался парламент (королевский суд) для расследования дела Жанны д'Арк, здесь же Карл II был провозглашен королем. Словом, Пуатье был свидетелем многих важных событий французской истории.

Недалеко отсюда, в долинах реки Вьенны и ее притоков Крёза и Гартампа, где веселая зелень отражается в солнечном зеркале воды, есть чудесные места для прогулок и рыбной ловли. В окрестностях Шовиньи, по дороге в Сен-Жак-де-Компостель, насчитывается не менее пяти замков, выстроенных в XII—XV веках. В городе Шательро сохранилось несколько красивых домов XVI и XVII веков.

Можно также посетить многочисленные деревенские церкви в романском стиле и аббатство Фонтевро — усыпальницу Плантагенетов. На берегу одной из рек находится любопытнейшее восьмиугольное здание — Монмо-ильон (1180 год), служившее усыпальницей, и бенедектинская церковь Сен-Савен (1080 год), столь же известная и красивая, как и базилика в Везде. В ней вы найдете относительно хорошо сохранившиеся романские росписи — самое богатое собрание в мире. Нартекс украшен росписью на темы Апокалипсиса. На сводах центрального нефа изображены сцены из «Ветхого завета» — «Бытие» и «Исход». На стенах галереи над нартексом — «Страсти Христовы». На стенах крипты — мучения святых Савена и Киприана. Чистая красота архитектурных линий соперничает с красотой фресок, которые считаются шедевром романской живописи. В 1836 году Мериме внес Сен-Савен в реестр охраняемых памятников архитектуры.

Городок Аржантон-сюр-Крёз разместился в долине Крёза по обоим берегам реки; он менее знаменит, но и в нем есть свое очарование. Дома с галереями, нависшими над самой водой, привлекают любителей рыбной ловли.

Между Клермон-Ферраном и Лимо-жем расположен красивый старинный городок Обюсон: если верить легенде, то уже со времен Карла Мартелла и сарацинов он был известен своими гобеленовыми мастерскими. Гобелены Обюсона прославились в XV веке, их ткали фламандские мастера, выписанные сюда графами Деламарш. Мастерские, закрытые в период Революции, возобновили свою работу во времена Второй империи. Мастера вновь обратились к уже знакомым классическим сюжетам — басням Лафонтена, проиллюстрированным Жаном-Батистом Удри. В период второй мировой войны, во время оккупации Франции, когда гобеленовая мануфактура вновь оказалась под угрозой исчезновения, этой техникой увлекся художник Жан Люрса, он обновил искусство ковроткачества, пришедшее к тому моменту в упадок. Его примеру последовали и другие художники. С тех пор мастерские своей работы не прекращают.

Южнее Обюсона расположен Каор с переброшенным через реку Лот мостом Валантре, одним из самых интересных среди сохранившихся доныне мостов-укреплений.

Он был возведен во времена Столетней войны епископами города. Строительство длилось добрую сотню лет. Мост со своими шестью готическими арками и тремя красивыми квадратными башнями стал символом города. Не следует, впрочем, забывать и о других памятниках Каора: о соборе Сент-Этьенн с великолепным романским порталом, послужившим моделью купольной базилики в Аквитании (фигура Христа на тимпане центрального портала представляет собой одно из самых удивительных и значительных его изображений), об архидиаконате Сен-Жан, особняке Роальдесов и о старинных покосившихся домах квартала Бадерн. Они относятся к той счастливой для Каора эпохе, когда ломбардцы превратили его в город международных банков и когда Жак Дюэз, сын этого города, избранный в Авиньоне папой под именем Иоанна XXII, повелел выстроить здесь университет.

На границе Лимузена находятся Керси и Перигор, долины рек Лот, Дордонь, Селе и Везер. Все эти места привлекают своим удивительным очарованием.

Возле Колонж-ла-Руж, с его домами из песчаника, увитыми зелеными, виноградными лозами, на берегах Везера расположены городки, названия которым дали места доисторических стоянок человека. Прежде всего это Юзерш с укреплениями и церковью Сен-Пьер; его дома и улицы спускаются по склону высокого холма между двумя излучинами реки. Это также Треньяк, где вам покажут скалу Безумиц и камень Друидов, с которыми связаны легенды, такие же древние, как и сами эти места, поражающие своей первозданной красотой.

Спустившись с Овернских гор и войдя в Перигор, Дордонь меняет свой характер. Ее воды замедляют стремительный бег, здесь река не торопится. Она начинает петлять, бесчисленные излучины удлиняют ее течение и формируют рельеф местности. Изящные линии речных извивов удивительно гармонируют с этими благословенными местами: с усадьбами, замками, городками с их памятниками искусства и архитектуры, с возделанными полями. Пейзажи берегов Дордони любят сравнивать с греческими. Здесь находится долина Тампе, где Фенелон написал своего «Телемака». Фенелон жил тогда в аббатстве Каренак, построенном в романском стиле, и был его настоятелем. «Один из островков напротив аббатства назывался Калипсо...

В долине Дордони расположено двенадцать замков: это Монфор, Кастельно, Миланд, где Жозефина Бейкер жила со своими двенадцатью приемными детьми разных рас и национальностей; это и красиво расположенный на холме великолепный Бейнак, строившийся с VIII по XVI век — замок, достойный песен трубадуров, звучавших в те времена, когда эти поэты еще воспевали прекрасных дам, счастье жизни и рыцарскую любовь.

Вниз по течению Дордони находится протестантский город Бержерак, в окрестностях которого выращивают табак; солидной репутацией пользуются также виноградники Монбазийяка. На границе с Борделе вы увидите замок Мишеля Монтеня, в башне которого хранится знаменитая библиотека автора «Опытов».

На реке Дроне стоит замок Бурдей, к которому примыкает дом эпохи Возрождения; замок защищал город Брантом, укрытый за высокими, сложенными из известняковых плит стенами. В этом замке Пьер Бурдей, аббат из Брантома, написал в 1614 году своих «Галантных дам».

Город Перигё расположен в центре провинции, он — символ ее истории. Если вы увлекаетесь античностью, то здесь вы сможете полюбоваться руинами галло-римских сооружений. Если вам нравятся религиозные памятники, то стоит посетить удивительную церковь Сен-Фрон, подобно византийскому собору она представляет в плане равноконечный крест и перекрыта пятью куполами на парусах, как собор Святого Марка в Венеции. Но, может быть, вы предпочтете ей церковь Сент-Этьенн, построенную в более строгом, подлинно романском стиле. В ней вы увидите великолепный позолоченный алтарь XVII века. В одном из кварталов на берегу реки Иль стоит дом Консулов, имеющий галерею с навесными бойницами и высокие окна в стиле Ренессанс. А любителям тонкой кухни понравятся местные трюфели и местное вино.

Тонкие, изысканные, легкие блюда, приготовленные из редких видов грибов и гусиной печенки, можно отведать в тихом городе Сарла — этом замечательном хранителе традиций. Все улицы, за исключением одной современной, переплетены в сложный лабиринт. Дома — всех веков и эпох; их фасады, покрашенные в розовато-желтый цвет, крыши из камней вулканической породы и плоской черепицы придают городу необыкновенное очарование. Пройдитесь по извилистым улочкам старого города. Рассмотрите стрельчатые окна особняка Пламон, великолепные ренессансные окна в особняке Ла Боэси, строгие каменные оконные переплеты особняка Мальвиль, любопытное шиферное покрытие особняка Президьяль — возникает ощущение, будто вы перелистали страницы альбома, посвященного архитектуре XIV—XVII веков.

И наконец, в долине Дордони вы найдете самое большое число волнующих, будящих интерес и будоражащих воображение следов начала истории человека на земле. Эзи — центр доисторической культуры Кро-Маньон; Ложри, гроты в Комбареле и Гоме, где сохранились настенные рисунки, пещера Мустье, которая дала свое имя одной из эпох палеолита,— находятся здесь.

Тут же рядом расположен и Ласко, где в 1940 году совершенно случайно обнаружили наскальные рисунки, сделанные в пятнадцатом тысячелетии до нашей эры.

Пришлось закрыть доступ к этому чуду — самому прекрасному из всех известных доисторических храмов, чтобы предохранить рисунки от действия разрушающих их бактерий. Ласко превосходит другие гроты количеством рисунков, размерами изображений, их цветом, пропорциональностью форм, а также явно выраженной сюжетностью этого   рассказа   в   рисунках. Да-да, именно рассказа. Бешено несущиеся лошади, быки, бараны — все это повествует нам о первых страницах человеческой истории, но не столько о самой охоте, сколько о первых попытках понять этот мир и о религиозных устремлениях первобытного человека. Не случайно эти гроты названы «подземными соборами». Вполне вероятно, что в ледниковый период Перигор был центром единой территории, простиравшейся через Пиренеи, до самой Испании. Во всех гротах от Ласко. до Альтамиры темы росписей одинаковы, значит, люди исповедовали здесь одну и ту же веру.