Главная|Контакты|О сайте

Церковь Николы Мокрого

Церкви Николо-Мокринского прихода

Воскресенский монастырь в Угличе Александровск Пермский край Деревни Пермского края

Из жалованной грамоты 1648 года о причислении Спасской слободы к городу Ярославлю мы видим, что «в Спасской слободе Ершова и Паутова оврага и реки Которосли от лугов, а в ней Божия милосердия храмы, холодный клецки во имя святые мученицы Варвары, да храм теплый во имя святаго Василия Кесарийского, а в тех храмах иконы, книги и ризы и свечи поставные, и колокола и всякое церковное строение все мирское слободы крестьян; у тоя церкви вдовый поп Борис, да сын его Василий поп. Вдовый диакон Михайло в келье, пономарь Якушко Тимофеев, прозвище Бык, в келье просвирня Саломонида Юрова дочь».

Из храмозданной же грамоты, данной священнику Иоанну Дранишникову с прихожанами митрополитом ростовским Ионою в 1665 году на построение церкви, видно, что «по указу Великого Государя царя Алексея Михайловича, по обещанию прихожан, поставить царское богомолье: холодную церковь каменную, во имя св. Николая Чудотворца, да к той же церкви два придела во имя св. Алексея Митрополита Московского чудотворца, да св. великомученицы Варвары», освящен же храм в 1672 году. Построен он, как видно из донесения епископа Самуила, на средства купцов гостиной сотни А. Лузинова и А.Леминова, да посадских людей Ф. Выморова и С.Тарабаева.

Церковь эта ярославского типа одноэтажных церквей, в плане своем немного разнится с церквами Златоустовскою и Предтеченскою, и потому мы укажем только на ее особенности. Окна ее алтаря имеют наличники из прекрасных изразцов, несколько штук которых представляют собою один узор рельефной и разноцветной поливы, некоторые изразцы достигают 12 вершков длины и около 9 вершков ширины. Стены ее вверху расписаны сюжетами из Священного Писания. Между большими прямоугольными окнами по нескольку полуколонн. Церковь окружалась папертью с широкими окнами и с трех сторон имела далеко выступающие входы, которые с южной и северной сторон почему-то отломаны. С западной же вход уцелел и имеет пристройку с широкими воротами и калиткою с их северной стороны. Верхняя часть пристройки снаружи имеет широкий ломаного профиля карниз, из рельефных разноцветной поливы изразцов; фронтон над воротами, образуемый двухскатной крышей, покрыт живописью, а над кровлею возвышается на квадратном основании с кокошниками с четырех сторон восьмигранный шатер, покрытый черепицею зеленой поливы, с шейкою и главкою, крытою такою же черепицею. К северо-западному углу паперти примыкает высокая восьмигранная с шатровым верхом колокольня, на ней были часы, которые и до сих пор находятся там, но уже поломанные.

 

Внутри стены храма покрыты живописью в 1678 году, живопись эта возобновлена в 1896 году. В главном куполе изображен Господь Вседержитель и праотцы Адам, Сиф, Енох и Авраам, на сводах — изображение из Нового Завета, на северной и южной стенах — жизнь и чудеса святого Николая Чудотворца, ниже, на южной стене, — Вселенские Соборы, на западной — Страшный суд. В алтарной апсиде — изображения «Великого входа» и святителей, на западной стене алтаря над Царскими вратами — изображение евхаристии. На сводах паперти — библейская история, в боковых клеймах на стенах храма — «Достойно есть», «О Тебе радуется», «Символ веры», «Молитва Господня» и другие, в западном входе — изображения из Апокалипсиса.

Иконостас прекрасной работы прошлого столетия, богатой резьбы, поле которого, в настоящее время окрашенное красною краскою, вначале было, как это видно по некоторым остаткам, покрыто серебром и расписано цветами и травами, «подобно тому, как на существующем иконостасе церкви Варвары Великомученицы», в нем много прекрасных икон в великолепных чеканных окладах работы ярославских мастеров.

Клиросы с высокими над ними штучными шатрами носят названия «царских мест» и, судя по работе, старее самой церкви, вероятно, принадлежали к одной из деревянных церквей. Боковые стороны клироса сплошь покрыты довольно мелкою резьбою, на них по углам утверждены резные колонки, вверху между которыми вставлены ажурные выкружки, колонки эти поддерживают четвероуголь ный верх, на углах которого стоят резные балясины с птицею наверху, а между ними — иконы, рамы которых в виде кокошников с ажурною резьбою наверху, верх этот имеет резной плафон с иконою в средине, на котором стоит резной восьмигранник, а на нем в виде пирамиды расположены в пять рядов резные щитки в форме кокошников и между ними балясина с шестикрылыми херувимами, пирамиду эту венчает резная головка с крестом.

Убранство шатра другого клироса состоит из щитков прямых и изогнутых в виде полуцилиндров. Вся резьба этих клиросов золоченая и местами серебряная на земле разных цветов: темно-зеленого, почти черного, красного, голубого и белого, местами по золоту и серебру она оживлена цветными лаками, зелеными и карминным.

Заслуживают внимания бронзовые паникадила XVII века' и кованые железные кронштейны, с железными же прорезными бляхами вверху, поддерживающие кандилы пред иконами иконостаса.

Теплая церковь во имя иконы Тихвинской Божией Матери с приделом св. Василия Великого построена в 1686 году на средства государева гостя Семена Лузинова и купца гостиной сотни Клима Лузинова.

Церковь эта амбарного типа построек, с западной стороны к ней пристроен вход, подобный входу Никольского храма, с тою только разницею, что стены его сплошь покрыты изразцами от цоколя до крыши.

 

По материалам сборника "Исторический очерк города Ярославля, составленный действительным членом Ярославской ученой архивной комиссии И. Барщевским", изданного в Ростове в 1900 году.