Главная|Контакты|О сайте

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле

Флоксы посадка и уход Флокс Друммонда посадка и уход Гайлардия многолетняя посадка и уход  Гайлардия остистая посадка и уход Газания посадка и уход Георгины посадка и уход Гиацинты посадка и уход Ипомея посадка и уход Выращивание календулы

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле... Его мощные стены и башни играли важную роль в системе защиты города. Многие яркие страницы в истории Ярославля связаны с ним. На протяжении многих веков Спасо-Преображенский мужской монастырь был духовным и культурным центром огромного края.

Содержание

1.Прогулка вдоль стен монастыря

1.1 Богоявленская башня

1.2 Богородицкая башня

1.3 Угличская башня

1.4 Михайловская башня

1.5 Святые ворота

2. Экскурсия по территории монастыря

2.1 Краеведы XIX века о моначстыре

 

Прогулка вдоль стен Спасо-Преображенского монастыря

Сначала обойдем вдоль стен монастыря, чтобы полюбоваться его укреплениями снаружи, а также увидеть достопримечательности Ярослаля, расположенные рядом с монастырем.

 

Богоявленская башня

Нашу экскурсию по Ярославлю мы начинаем от стен бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря. Он находится в центре города на площади Богоявления рядом с мостом через Которосль. У этого самого близкого к мосту угла монастыря мы сейчас и находимся. До наших дней сохранились мощные крепостные стены и башни монастыря. Недаром очень часто Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле называют кремлем.

Ярославский кремль никогда не был каменным. Сгорев во время сильного пожара в XVII веке, он больше не восстанавливался. В то время Спасо-Преображенский монастырь уже имел каменные стены. Именно он c XVI века играл роль главного оборонительного сооружения в Ярославле. Благодаря его мощным стенам город выдержал 24-дневную осаду поляков в 1609 году.

Место, на котором стоит монастырь, заселено людьми с очень древних времен. В X веке в этих краях жило финно-угорское племя меря. Меряне были язычниками. На том месте, где сейчас стоит монастырь, находилось их древнее капище. Здесь они поклонялись своему языческому божеству. Существует предположение, что этим божеством был медведь. Культ медведя был распространен у финно-угорских племен. Здесь проходил скотогон у мерян, здесь с давних времен находилась переправа через Которосль.

Постепенно эти места заселяют славяне. Недалеко от монастыря князь Ярослав основал город, заложил первую христианскую церковь. Язычники и их жрецы — волхвы бурно сопротивлялись распространению христианства. Крупное восстание 1071 года, из-за которого Ярославль был впервые упомянут в летописи, возглавили «два волхва от Ярославля».

Чтобы усилить влияние христианской религии, в этих местах появляются монастыри. Не удивительно, что Спасский монастырь был заложен на месте древнего языческого капища во второй половине XII века. Монастырь изначально был крепостью. Он защищал западные подступы к Ярославлю, контролировал переправу через Которосль.

Ныне существующие мощные оборонительные стены монастырь получил в XVII веке. На углах и изломах стен стояли каменные башни. Башни назывались по имени рядом расположенных храмов. Название башне, у которой мы стоим, дала церковь Богояления, которая стоит рядом через дорогу. Богоявленская башня не сохранила свой первоначальный облик. Эта ложноготическая башенка, которую мы видим, появилась в XIX веке.

Спасо-Преображенский монастырь Богоявленская башня

Сама же церковь Богоявления была построена в 1684-1693 гг. на средства разбогатевшего гостя Алексея Зубчанинова.

Церковь Богоявления Ярославль

В конце монастырской стены находится еще одна башня, сохранившаяся с XVII века. Она была названа в честь церкви Рождества Богородицы, котрая стояла в центре площади, к которой мы направляемся. Богородицкая башня была построена в XVII веке самой первой.

 

Богородицкая башня

В течение первых столетий существования Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле его укрепления строились и перестраивались из дерева. К XVII веку, благодаря покровительству московских князей и царей монастырь становится крупным собственником, владея обширными вотчинами, расположенными не только в уездах Ярославского края, но и за его пределами. Эти земли давали огромный доход. Часть города западнее монастыря, которая сейчас перед нами, в XVII веке была монастырским владением. Здесь находились принадлежавшие монастырю слободы — Спасская, Богоявленская, Меленки и др. (всего более 300 дворов).

Накопленные богатства позволили уже в XVI веке возвести первые каменные стены и башни. Именно те древние укрепления выдержали осаду поляков в 1609 году, сильно пострадав при этом во время событий Смутного времени. Поэтому в XVII веке возводятся новые укрепления, которые «старые стены толще и выше гораздо».

Начали строительство там, «где понужнее (были) приступные места». А «понужнее» они были с юга и запада, так как здесь укрепления были открыты прямому нападению врага. С севера и востока Спасский монастырь был защищен лучше, так как там нападающих встречал еще и огонь защитников ярославского посада со стены и укреплений Земляного города. Поэтому западная стена, вдоль которой мы прошли, и северо-западная Богородицкая башня были построены первыми. При строительстве здесь использовали старую стену XVI века, фрагмент которой вошел в состав новой стены.

Спасо-Преображенский монастырь Богородицкая башня

Башня была возведена в 1623 году. Она имеет глубокий подвал с потайным ходом, которым можно было воспользоваться во время осады. Башня глухая, непроездная. Названа Богородицкой в честь церкви Рождества Богородицы, которая стояла на том месте, где сейчас находится памятник Ярославу Мудрому.

Церковь Рождества Богородицы на нынешней Богоявленской площади

На старой фотографии начала XX века вы видите церковь Рождества Богородицы, справа Богородицкая башня, вдали Угличская. Тогда вдоль стены монастыря не росли ели.

В XVII веке вокруг обеих церквей — Богоявления и Рождества Богородицы были небольшие площадки. А в XIX веке обе площадки объединили в площадь, которая называлась сначала Спасская, потом Рождественская. С конца XIX века и до революции одновременно бытовало название Богоявленская площадь.

В советские годы — это площадь Подбельского. В 1993 году в связи с установкой здесь памятника основателю города — князю Ярославу Мудрому, площади вернули название Богоявленская.

Сам памятник Ярославу Мудрому в Ярославле был создан по проекту скульптора Олега Комова и архитекторов Н. И. Комовой и А. Р. Бобовича. Открытие состоялось 23 октября 1993 года. На открытии памятника присутствовал первый президент России Борис Ельцин.

При строительстве памятника Ярославу Мудрому родилась еще одна ярославская легенда. Когда укладывали фундамент, строители пробили дыру в неизвестное подземелье, так что были вынуждены перенести памятник на несколько метров в сторону. Так и появилась легенда, что это тот самый древний подземный ход, который ведет от Богородицкой башни в сторону главпочтампта. Строители эту версию не поддерживают.

Обойдя Богородицкую башню, мы направляемся вдоль северной стены Спасо-Преображенского монастыря ко второй дошедшей до нас башне XVII века — Угличской.


Памятник Ярославу Мудрому

 

Угличская башня

Спасо-Преображенский монастырь

Мы идем вдоль северной стены Спасо-Преображенского монастыря. Она тоже была возведена в первой половине XVII века. О стенах стоит сказать особо. Укрепления монастыря строились весьма основательно. К концу XVII века длина монастырских стен достигала 820 метров, высота — 10,5 метра, толщина — 2,8—3 метра. Перед стенами тогда тянулся глубокий ров с водой.

Примерно там, где мы видим сейчас арку, в XVI веке стояла угловая башня, от которой начиналась восточная стена, то есть в XVI веке монастырь имел значительно меньшую площадь.

Спасо-Преображенский монастырь


Представьте себе это место в XVI веке. Тогда тоже у монастыря были каменные стены, но только пониже. Там, где сейчас идет стена дальше от арочного въезда, было уже пустое, ничем не застроенное пространство. Оно принадлежало городу. Башня, к которой мы сейчас идем, была деревянной, и стояла она на земляном валу, который защищал от врагов ярославский посад. Этот земляной вал проходил перпендикулярно стене, у которой мы стоим. На валу были построены деревянные стены и башни. Эта башня была проездная, и от нее начиналась дорога на Углич. В XVII веке из-за территории между валом и монастырем разгорелась нешуточная борьба. И вот предыстория этого конфликта.

С самого начала Спасский монастырь играл большую роль в жизни города. Сюда обращались за духовной поддержкой ярославские князья, а затем московские князья и цари. Правители делали богатые вклады, монастырь был влиятельной силой и непререкаемым авторитетом. Естественно он вмешивался в жизнь города, проводил свою политику в решении вопросов городской жизни.

Но со второй половины XVI века Ярославль оказался на перекрестке торговых путей. В городе появилась новая влиятельная сила — ярославские купцы, которые в следующем XVII столетии сосредоточили в своих руках большие богатства. Да и ремесленники ярославские славились по всей стране и тоже были не бедными. В XVII веке ярославский посад стал богат и независим и не хотел мириться с попытками монастыря вмешиваться в городскую жизнь. Все XVII столетие монастырь и посад жили в состоянии глухой вражды, которая иногда выливалась в открытые конфликты и столкновения.

Не удивительно поэтому, что когда монастырь попросил город отдать ему тот незастроенный участок земли, который находился между восточной стеной монастыря и земляным валом, город ответил отказом. И земля-то эта не нужна, а вот из принципа!

Монастырь обратился с просьбой к царю Михаилу Федоровичу о присоединении этого участка к монастырской территории. Взамен монастырские власти обещали построить две новые каменные проездные башни, которые одновременно будут принадлежать монастырю и городу.

В челобитной монахи жаловались, что всякий желающий в городе мог подняться на земляной вал и наблюдать оттуда за жизнью монастыря, что оскорбляло его жителей. Говорят, что это было решающим аргументом, из-за которого царь удовлетворил эту просьбу.

Угличская башня


Таким образом, вместо деревянной монастырь построил новую каменную башню, которую мы видим. К югу от нее вправо от нас уходила восточная стена Спасского монастыря, а влево шел городской вал. Башня имела арочный проезд, ведущий на территорию посада. Он сейчас заложен, но следы его хорошо видны и по сей день. А вот с другой стороны — это четкие ворота. Через вал от этих ворот был перекинут мост, от которого начиналась дорога на Углич. Башня поэтому получила название Угличская.

Угличская башня

Второй такой же общей была Михайловская башня, а восточная стена монастыря была включена в систему укреплений Земляного города. Земляной вал давно уже срыт, а вот восточная стена монастыря с башнями сохранилась до наших дней.

 

Михайловская башня

Обогнув Угличскую башню, мы идем вдоль восточной стены Спасо-Преображенского монастыря. Мы пересекли линию земляного вала и сейчас уже находимся на территории ярославского посада. Окруженный для защиты от врагов земляным валом с башнями посад раньше назывался Земляным городом.

С левой стороны мы видим вот такого медведя.

Ярославль Легенда об основании города

Эта скульптура установлена совсем недавно в сентябре 2009 года. Она напоминает о легенде, согласно которой основатель города князь Ярослав Мудрый зарубил секирой огромную медведицу. А в самом монастыре живет живая легенда — медведица Маша, которая зимой, как и положено, впадает в состояние спячки.

Дальше слева мы видим церковь Михаила Архангела, построенную в XVII веке. Она дала название еще одной башне монастыря — Михайловской. Первоначально Михайловская башня была такой же мощной и грозной, как Богородицкая и Угличская. Башня была такой высокой, что с нее можно было видеть все, что делается вокруг. Поэтому называли ее ярославцы «дозорной».

В XVIII веке монастырь был упразднен. Когда в Ярославль перенесли из Ростова кафедру митрополита, в стенах монастыря разместилась резиденция митрополитов ярославских и ростовских. Монастырь тогда уже потерял значение крепости, его грозные башни казались новым хозяевам слишком грубыми. Это сейчас мы сожалеем об утрате монастырем своего древнего облика. А тогда вкусы были другие. Главному южному фасаду решили придать более «благолепный» вид. Вот так и появились тогда две башенки в ложноготическом стиле, построенные в XIX веке по проекту губернского архитектора Петра Яковлевича Панькова.

Михайловская башня Спасо-Преображенского монастыря

У одной из них — Богоявленской, мы начинали экскурсию. А здесь вторая такая башенка — Михайловская.

Мы подошли к южному фасаду монастыря. В свое время он был самым парадным, здесь находился главный вход в монастырь — Святые ворота.

 

Святые ворота

Мы идем сейчас вдоль южной стены монастыря. Она особенно сильно подверглась переделкам в XIX веке. Стена идет параллельно берегу реки Которосли. Здесь были двое ворот — Святые и Водяные. Святые ворота встречают нас первыми. До сих пор это главный вход на территорию монастыря.

Святые ворота Спасо-Преображенского монастыря

Святые ворота — первая каменная башня, возведенная еще в XVI веке. Это единственная сохранившаяся башня XVI столетия. Над воротами была построена дозорная вышка. Грозная башня с дозорной вышкой возвышалась над переправой через Которосль и далеко была видна с дороги на Москву.

Ворота всегда самое уязвимое место в обороне крепости. Для дополнительной защиты в XVI веке к воротам был пристроен захаб. Он представлял из себя небольшой дворик или коридор, окруженный каменными стенами. Чтобы попасть к основным воротам крепости, нужно сначала прорваться через ворота захаба, которые находились с восточной стороны.

Святые ворота Спасо-Преображенского монастыря

А там , в захабе, враг оказывался в ловушке, и его обстреливали из бойниц в стенах захаба, а на головы атакующих бросали бревна и камни, лили кипяток и кипящую смолу.

В мае 1609 года 24 дня осаждали монастырь поляки и "тушинцы" под предводительством пана Лисовского, но прорваться через укрепления Святых ворот не смогли.

Святые ворота Спасо-Преображенского монастыря

Об этих событиях напоминает укреплённое на стене большое кольцо, в которое как бы влетают с двух сторон густые пучки стрел.

Когда монастырь перестал быть крепостью, южную стену захаба разобрали, да и сами Святые ворота подвергли значительным переделкам.

А если чуть отойти от стены, можно увидеть звонницу, возвышающуюся над Святыми воротами. Каменная звонница в монастыре была построена в XVI веке. Была она значительно ниже. Позднее, в XIX веке звонница получила третий ярус в ложноготическом стиле и а над ним ротонду в стиле классицизма.

Спасо-Преображенский монастырь

На территории монастыря находится Спасо-Преображенский собор XVI века — самое древнее строение Ярославля, трапезная палата тоже XVI века, настоятельские покои, келейный корпус XVII века. Сейчас здесь располагаются экспозиции Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника.

Напротив ворот, в парке, вы видите стреловидную часовню Казанской Богоматери с колоколом, выполненную в стиле, напоминающем ярославские шатровые колокольни XVII века. Она была возведена в память о событиях 1612 года, когда в Ярославле несколько месяцев стояло ополчение Минина и Пожарского. Город в это время фактически был столицей Русского государства, здесь заседал Совет всея Земли, чеканилась монета. Этот обелиск героям Ополчения 1612 года был сооружен в 1997 году.

Часовня Казанской Богоматери

 

Экскурсия по территории Спасо-Преображенского монастыря

Осмотрев часовню, можно через Святые ворота войти в монастырь.Перенесемся в XIX век. Вот так описывали монастырь краеведы Ярославля XIX века.

 

Краеведы XIX века о монастыре

Архиерейский дом, или Спасский монастырь

Об основании монастыря не известно, но уже в самом начале XIII столетия он существовал. В это время Константином Всеволодовичем Мудрым было основано в нем училище, находившееся под руководством его духовного отца игумена Петровского монастыря Пахомия, который уже в 1214 году был поставлен епископом в Ростове.

В 1216 году князем Константином заложен в монастыре храм во имя Спаса Преображения, достроенный в 1224 году сыном его Всеволодом, который окончил и другую церковь — во имя Входа в Иерусалим, заложенную также Константином в 1218 году.

В страшный пожар 1501 года монастырь выгорел, и храм Спаса Преображения обрушился. Возобновлен он в 1516 году по новому плану. В 1536 году Спасский монастырь снова выгорел, и по повелению правительницы княгини Елены и Боярской думы снова отстроен и обнесен стенами и башнями. В 1617 году на месте церкви Входа в Иерусалим поставлена новая — во имя благоверных князей Феодора, Давида и Константина, с приделом Михаила Малеина.

В 1787 году Спасский монастырь обращен в Архиерейский дом. В настоящее время здесь находятся пять церквей.

1) Собор Спаса Преображения, построенный в XIII столетии после пожара, в 1501 году обрушился, и вновь поставлен и освящен в 1516 году. Его архитектурные формы XIII века не могли сохраниться, так как он поставлен уже по совершенно другому плану, на палатках, и обнесен с трех сторон папертями. Да и после этого еще несколько раз подвергался переделкам, и теперь потерял уже формы и XVI века; так, в 1812 году к нему пристроен новый алтарь и крыльцо, а в 1830 году уничтожена южная паперть. В паперти северной стороны находится часовня Святого Духа.

Хотя собор Спаса и потерял свой первоначальный наружный вид, но внутри он остался цел, и его стенная - живопись заслуживает внимания любителя старины, правда, она уже не раз исправлялась, но изменения эти не коснулись распланировки сюжетов, их трактовки и иконографических форм, и потому эта роспись может служить памятником иконографии XVI века.

2) С южной стороны к собору Спаса примыкает храм во имя благоверных князей Феодора, Давида и Константина, построенный в 1831 году на месте прежнего храма 1617 года, против которого он значительно увеличен. В этом храме находится рака с мощами благоверных князей.

3) Храм во имя иконы Печерской Божией Матери. О построении его сведений нет. В 1808 году над ним возведена колокольня наподобие звонницы. В паперти, пристроенной к этому храму, находится придел во имя преподобного Нила, а под приделом усыпальница, где погребен архиепископ Нил. Печерский храм много лет стоял в запустении, но в 1823 году, вследствие чуда, проявившегося от иконы Божией Матери, написанной на стене храма неизвестно когда, он был возобновлен.

Флоксы посадка и уход Флокс Друммонда посадка и уход Гайлардия многолетняя посадка и уход  Гайлардия остистая посадка и уход Газания посадка и уход Георгины посадка и уход Гиацинты посадка и уход Ипомея посадка и уход Выращивание календулы

4) На запад от Печерской церкви стоит храм Воскресения Христова, Большая Крестовая церковь, примыкающая к архиерейским покоям.

5) С южной стороны Воскресенской церкви, составляя с нею одно целое, находится церковь во имя Входа в Иерусалим; церкви эти перестроены в нынешнем столетии.

На юг от Печерской церкви находятся древние ворота, еще отчасти сохранившие с внутренней стороны архитектурную отделку XVII века. В соединении с ними стоит высокая четырехугольная древняя колокольня.

За алтарем Преображенского собора находится Трифоновская часовня с гробницами двух епископов: Прохора (в схиме Трифона), которому в 1314 году явилась на берегу Волги икона Толгской Божией Матери, и другого епископа, также Трифона, во время архипастырства которого были обретены мощи святого благоверного князя Федора в 1463 году. За Печерскою церковью находится часовня, где стоит старинная рака святых благоверных князей.

В Спасском соборе, Печерской церкви и часовне Святого Духа есть много весьма древних икон, достойных внимания знатока.

В ризнице много интересных предметов: Евангелия в превосходных эмалевых окладах, драгоценные кресты, потиры, кадилы, чаши, блюда и кубки и другое. Также достойны интереса облачения: митры, саккосы, омофоры, посохи и другое, а в библиотеке ризницы находится много рукописей и книг: рукописные XIII, XIV, XV, XVI веков и много XII столетия. Печатные XVI и XVII веков. Грамоты царей и синодики XVI и XVII веков.

В 1787 году Спасский монастырь обращен в Архиерейский дом.

По материалам сборника "Исторический очерк города Ярославля, составленный действительным членом Ярославской ученой архивной комиссии И. Барщевским", изданного в Ростове в 1900 году.

Ныне на территории монастыря располагается Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

После экскурсии по монастырю пройдем обратно вдоль южной стены монастыря к церкви Михаила Архангела.


Комментарии  

 
-2 # Елена 21.07.2016 21:16
Добрый день. "Летят стрелы каленые" - работа московского мастера Валентина Воробьева и рассказывает она о несчастном походе князя Игоря против половцев. И о том, что библиотека монастыря сохранила для русской культуры список "Слова о полку Игореве". Примерно так...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать