Главная|Контакты|О сайте

Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле

Монастыри города Углича Мир природы Церкви Углича

Церкви Иоанновского прихода в Толчкове

По правую сторону реки Которости на высоком берегу стоят храмы Предтеченского прихода Толчковской слободы.

По преданию, на месте их был женский монастырь, но как он возник, кем и когда был уничтожен, ничего не известно, в наиболее старой перечневой описи 1614 года о нем ничего не упоминается, а потому, вероятнее всего, что его никогда и не было. Существующий же холодный храм во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи поставлен вместо сгоревшей в 1659 году деревянной церкви. Заложен храм в 1671-миоконченв 1687-м году на средства прихожан и других жертвователей, есть предание, что церковь эта строена голландским мастером, что ничем не подтверждается. В общем план Предтеченской церкви одинаков с планом Златоустовской в Коровниках.

Правильный четырехугольник ее главной массы с восточной стороны имеет пять невысоких алтарных апсид, с прочих же трех сторон — широкую светлую галерею (паперть), внутри которой по наружной стене сделана каменная скамья для отдыха молящих. С востока паперть оканчивается приделами, высота коих доведена до уровня покрытия церкви. С каждой стороны паперть имеет далеко выступающие наружу входы, крытые двухскатною ломаною крышею. Окна расположены в верхней части стены церкви. На храме четырехскатная крыша, но она была значительно ниже теперешней, а может быть, имела и другую форму.

На сводах стоят пять восьмиоконных барабанов, четыре из них имеют луковичные главы, средний — вычурную главу чашеобразной формы, сделанную в прошлом столетии, на приделах также по пяти вызолоченных тесно стоящих глав, так что общее число их — пятнадцать.

Наружные стены как самой церкви, так и папертей богато украшены фигурно выделанными формованными кирпичами и рельефными изразцами с изображениями птиц, цветов и другими, покрытыми разноцветною поливою. Церковь не окрашена, имеет цвет натурального кирпича; с папертей в церковь ведут три двери, наличники которых сложены из разнообразно формованных кирпичей, покрытых разноцветною поливою, самые же железные двери, скованные из небольших железных лещадок, имеют заклепки с узорными головками и бляхами, положенными на окрашенную слюду.

В средней алтарной апсиде вокруг стен идет каменная скамья, а на горнем месте под окном — сиденье.

Внутренность церкви и паперти сплошь покрыта настенною живописью и представляет собою, как говорит известный ученый, знаток иконографии профессор Покровский, «колоссальный памятник русского настенного письма. В целом мире едва ли возможно найти другую, столь обширную по объему и замыслу стенопись, как это произведение русских иконописцев, оно смело может не только стать рядом, но даже превзойти знаменитые стенописи Соломинские»19. Эта роспись стен производилась, как значится в настенной записи, шестнадцатью изографами, во главе которых стоял Дмитрий Григорьев, и сделана чрезвычайно быстро, именно: начата работа в июне 1694-го и окончена в июле 1б95-го года.

По содержанию письмо это представляет наглядное объяснение ветхозаветной и новозаветной истории, истории Церкви, таинств, жития святых и много другого; в нижней части стены храма написаны святцы на каждый день года, выше которых кругом на стене церкви прикреплена железная полоса с висящею на ней железною же планкою, с подвижным подсвечником для свеч, таким образом, перевешивая планку и передвигая выше или ниже подсвечник, можно зажечь свечи перед каким угодно изображением, для праздника.

Большой шестиярусный иконостас прекрасной золоченой резьбы — работа, вероятно, начала прошлого столетия. Над первым ярусом иконостаса стоят так называемые «мирские иконы», то есть небольшие образа, обыкновенно находящиеся в домах и приносимые в дар церкви, и многие — превосходного письма, в дорогих и прекрасно сработанных ризах, например: «Символ веры», «Житие Пророка Илии», «Богородица Кипарская»; «На сем месте созижду Церковь», «Благовещение» и другие.

В этом приделе находятся хорошо сохранившиеся Царские врата, прекрасный рисунок резьбы которых заимствован с восточных образцов, например: коруна, аркада, капители, косяки и другие. Резьба их была вызолочена и местами высеребрена на земле (фоне) разных цветов: голубом, зеленом, красном и белом. По преданию, врата эти привезены из Казани, по характеру рисунка их можно причислить к памятникам конца XVI или начала XVII века; во всяком случае, они много древнее самого храма. В ризнице есть дорогие облачения и утварь.

Приделы имеют двери как в главный алтарь, так и в паперти. Двери папертей украшены наличниками из фигурных кирпичей. Так как своды придела находятся почти на одном уровне с алтарными, то над ними имеется небольшое помещение, вход в которое идет со сводов алтаря, оно служит для склада старых книг, икон и другого.

Главный престол храма — во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Южный придел — во имя Трех Святителей и северный — во имя Гурия и Варсонофия, Казанских Чудотворцев.

Теплая церковь — во имя Вознесения Господня, с приделом Казанской Божией Матери. Церковь эта постройки 1658 года, но не представляет собою памятника, достойного внимания художника.

 

По материалам сборника "Исторический очерк города Ярославля, составленный действительным членом Ярославской ученой архивной комиссии И. Барщевским", изданного в Ростове в 1900 году.