Главная|Контакты|О сайте

Церковь Рождества Христова

Цинния геогиновидная Посадка и уход Цинния изящная Посадка и уход Цинния посадеа и уход Алексеевский женский монастырь в Угличе

 

 

Церковь Рождества Христова Вид с северо-востока

Мы подошли к этому замечательному памятнику – церкви Рождества Христова в Ярославле. Она тоже была построена на средства ярославских купцов.  Первыми ее заказчиками были Акиндин и Гурий Назарьевы. Начали строить храм Рождества Христова в 1636 году. За образец они взяли так всех восхищавшую церковь Николы Надеина.

Начинали строить четырехстолпный пятиглавый храм на подклете  с галереями с трех сторон и одним приделом. Но довести до конца это достаточно дорогостоящее строительство братья Назарьевы не успели. После их смерти строительство храма продолжили сыновья Гурия Назарьева — Михаил, Андрей и Иван Гурьевы, которые и закончили его в 1644 году.

Братья Гурьевы были богаты. Они успешно вели торговлю  по всему Русскому государству. Еще отец Гурьевых наладил промысел ценной рыбы в устье реки Яик (ныне Урал). Для защиты этого прибыльного промысла Гурьевы построили каменную крепость. Вокруг крепости позднее вырос город, который до недавнего времени носил имя ярославских купцов – город Гурьев. И только в 1992 году, уже в составе республики Казахстан, был переименован в Атерау.

У Гурьевых было достаточно средств для того, чтобы построить еще более богатый храм. Они внесли в первоначальный замысел существенные изменения. Размеры сооружения были значительно увеличены. К юго-западному углу церкви был пристроен Казанский придел, из-за этого  западная галерея была удвоена.  Придел завершается ажурным крестом, являющимся прекрасным образцом  искусства ярославских кузнецов и медников.

 

Церковь Рождества Христова Западный фасад

Казанский придел нисколько не испортил внешний облик всего храма. Квадратный в плане башнеобразный придел, покрытый четырехскатной кровлей, усложнил композицию храма. Он сделал церковный ансамбль более свободным и живописным.  Колокольня была отнесена в отдельное здание и соединена с западной галереей переходом.

На северо-западном углу храма опоры арочных пролетов подклета были тогда оформлены в виде великолепной пары мощных восьмигранных столбов.  А с юго-западной стороны появились миниатюрные столбики галереи Казанского придела.

Получилось асимметричное, очень выразительное и интересное сооружение. Первоначально возведенное  позакомарное покрытие еще более усиливало это впечатление.  Отличает храм Рождества Христова от всех остальных ярославских церквей храмозданная надпись из поливных изразцов в верхней части четверика.

Церковь Рождества Христова Храмозданная надпись

Это был дерзкий поступок! На фасадах храма помимо обычных в таких случаях упоминаний имен светских и духовных правителей купцы Гурьевы запечатлели свои имена. И это купцы, которые в XVII веке считались все же простыми, незнатными людьми. Обычно такой чести удостаивались только князья и бояре. Надпись гласит: «Воздвигли сию церковь Анкидин а по прозванию Дружина да Гурий Назарьевы… а совершили церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван…»

Особенно интересна в этом ансамбле колокольня. Она стояла над воротами ограды, окружавшей раньше церковь Рождества Христова в Ярославле. При этом колокольня устроена на четверике небольшой церкви Гурия, Самона и Авива, окруженном открытой галереей. Далее возвышается восьмерик колокольни, прорезанный большими «звонами» - проемами для колоколов. А над всем этим возносится ажурный, устремленный ввысь шатер.

Церковь Рождества Христова Колокольня

Получилась надвратная церковь-колокольня –  уникальный памятник, не имеющий аналогов в русской архитектуре. Колокольня при этом очень красива.  Она вся как будто покрыта каменным кружевом. Особенно пышно оформлены "слухи" - проемы, сделанные в шатре для того, чтобы звон колоколов разносился как можно дальше.

Обратите внимание на башенки с низкими четырехгранными шатрами с восточной, алтарной стороны надвратной церкви. Они украшены наличниками, имитирующими "слухи".

С западной стороны по углам расположены парные столбики с округлыми резными завершениями. Эти странные завершения напоминают минареты мечетей. Возможно, Гурьевы, не раз бывавшие на Востоке, видели там минареты и предложили зодчим использовать этот мотив. Во всяком случае, ни в одной другой церкви такого украшения не встречается.

Храм расписан в 1680-е гг. артелью мастеров, одним из руководителей которой  был, предположительно, - Дмитрий Семенов, участвовавший до этого в создании фресок церкви Ильи Пророка.

Облик церкви Рождества Христова в Ярославле сильно искажен временем. Были разобраны четыре малые главы на основном объеме, аркада, ведущая к колокольне и т.д.

Вот описание церкви, сделанное краеведом XIX века И. Барщевским:

Церковь во имя Рождества Христова

Год основания церкви неизвестен, но о ней упоминается в 1609 году при описании осады Ярославля поляками, когда икона Казанской Божией Матери находилась в Христорождественской церкви.

Существующий храм выстроен, как значится в его летописи, в 1644 году государевыми гостями Гурьевыми. Церковь ярославского типа, подобна Ильинской и Николо-Надеинской, пятиглавая на палатках, с папертями и приделами, но уже претерпевшая многие изменения: четыре главы ее сняты, с северной стороны сделана теплая церковь, с запада пристроен новый портал и так далее.

Внутренний ее вид гораздо более сохранился: стенопись, хотя и поновленная, не утратила своей характерности. Иконостас работы прошлого столетия. Много древних икон с узорными венцами и цатами работы ярославских мастеров. По преданию, в церкви был сделан пол из яшмы, который по приказанию царя Алексея Михайловича был взят в московский Благовещенский собор, а здесь осталась только небольшая его часть, сохранившаяся и до сих пор между престолом и Царскими вратами.

Престолы в ней: главный — во имя Рождества Христова, придел в диаконнике — во имя Богоотец Иоакима и Анны, на паперти — во имя мучеников Акиндина, Пахомия, Афония, Ельпидифора и Анемпадиста. В особо пристроенном к юго-западному углу паперти приделе — престол во имя Казанской Божией Матери. Здесь достоин внимания старинный иконостас XVII столетия, тябла его обложены свинцовым узором на разноцветной земле. Основание иконостаса имеет также весьма интересный рисунок, заимствованный с восточных тканей. Резьба Царских врат XVII века, вызолочена на голубой земле.

С северной стороны — теплая церковь во имя святого Николая Чудотворца.

Отдельно стоящая колокольня вначале служила воротами, пролеты ее в настоящее время заделаны и превращены в палатки, на этих палатках стоит небольшая церковь, с трех сторон имевшая галерею, своды которой опирались на кубышкообразные столбы. Теперь промежутки между ними забраны стенками, с окнами в них. У восточной стены с южной и северной стороны церкви примыкают башенки: в одной из них лестница на колокольню, в другой, видимо, были часы. Над церковью стоит колокольня с высоким шатром со слухами.

По материалам сборника "Исторический очерк города Ярославля, составленный действительным членом Ярославской ученой архивной комиссии И. Барщевским", изданного в Ростове в 1900 году.

В советское время храм был закрыт. Памятник принадлежит Ярославскому музею-заповеднику.  Вокруг церкви построены современные здания, она «потерялась»  в этом окружении, и уже не производит того впечатления.

А раньше храм Рождества Христова с оградой, с колокольней над воротами, выходившими на одну из центральных улиц посада, смотрелся очень величественно. Восточный фасад был решен скромнее, ведь он тогда был обращен к земляному валу, проходившему вдоль берега Волги.

Мы тоже сейчас пройдем вдоль его линии до того места, где вал делал поворот от Волги в сторону Которосли.