Главная|Контакты|О сайте

Храмовый ансамбль в Коровниках

Богоявленский женский монастырь в Угличе Что можно посмотреть в Угличк Музеи Углича

 

Церкви Иоанновского прихода в Коровниках

Прекрасный храм во имя Иоанна Златоуста начал строиться в 1649 году, окончен же и освящен в 1654 году на средства посадских людей Коровницкой слободы И. и Ф. Неждановских. В плане церковь представляет главною своею частью правильный четвероугольник с двумя столбами посредине, с восточной стороны которого находятся три алтарные апсиды, причем средняя выступает несколько вперед, с прочих же сторон церковь окружена широкою и светлою галереею-папертью, в восточных концах своих имеющею приделы, алтарные апсиды которых с апсидами главной части образуют не прямую, но изогнутую, дуговую линию. С каждой стороны галереи имеются далеко выступающие вперед входы.

Главная масса церкви по углам украшена пятью полу-колонками с рельефными изразцами. Стены ее кверху делятся закомарами на три части, причем южная и северная ее стена имеют по два окна в каждом делении, кроме того, деление, которое приходится против башен приделов в западной же стене. Первые деления от углов имеют по одному окну, а среднее — два, в алтарных апсидах — по одному, окно средней апсиды имеет громадный изразцовый наличник, все окна церкви имеют трехцентровые перемычки, а кругом — наличники. На церкви пять больших барабанов, увенчанных красивыми главами и крестами.

Крыша церкви четырехскатная, но, вероятно, ранее была расположена иначе, так как часть среднего барабана закрыта существующею крышею. Своды алтарных апсид достигают половины высоты церкви, и потому восточная стена стоит на них. Галерея вначале, надо полагать, не имела наружной стены, а своды ее упирались на арки, поддерживаемые толстыми кубышкообразными столбами, но, вероятно, вскоре же по постройке между столбами были поставлены простенки с окнами, имеющими красивые наличники. С восточной стороны галерея оканчивается башнями-приделами, четырехугольными в основании и на трех четвертях высоты церкви переходящими в восьмигранник, на котором стоит высокий шатер с главою.

С каждой стороны церкви галерея имеет входы — порталы, между столбами которых выкружки с гирьками, эти входы богато украшены изразцами, а фронтоны их — живописью, порталы эти крыты двухскатною ломаною крышею.

По силуэту своих форм и по пропорциям их эта церковь есть красивейшая в Ярославле. Она была оштукатурена только местами, местами же имела чистый кирпич, то есть то же, что видим мы теперь на шатре колокольни и что производило приятное впечатление на глаза, но, к сожалению, в 1887 году и эти части оштукатурены и окрашены красною краскою.

Внутри церковь сплошь покрыта стенописью, выполненною, как значится на стенной записи, в 1732 году на средства И. Неждановского. На другой же записи значится, что она исправлялась в 1863 году. Стенопись эта не заслуживает особого внимания, и только некоторые клейма (картины) ее интересны по содержанию. Профессор Н. Покровский указывает на следующие изображения: в западной паперти — «Суд над Иисусом Христом», «Страшный Суд», где праведники представлены в виде овец, а грешники в виде козлищ, это редко встречающаяся символика. В самом храме живопись распределена таю в куполе — Коронование Богоматери, на сводах — двунадесятые праздники, Премудрость созда себе дом и другие, на стенах вверху — изображения из Евангелия, ниже — история иконы Владимирской Божией Матери, жизнь и чудеса святого Иоанна Златоуста, в нижней части на южной стене — изображения Молитвы Господней; на западной — «Песнь Песней» и другие, в алтаре — «О Тебе радуется», и заслуживает внимания изображение литургии, в особенности, «Приимите и ядите: сие есть Тело Мое», где Иисус Христос изображен лежащим в чаше, и также «Победную песнь поюще», где Иисус Христос стоит в чаше на престоле; видение Ефрема Сирина, где изображен престол, на котором херувим длинным ножом закалает Агнца Иисуса Христа, а около престола стоят священник, диакон, Богоматерь и ангелы. В апсиде жертвенника изображено толкование о пользе поминовения усопших и другое.

Большой иконостас церкви — прекрасная работа первой половины прошлого столетия. Из большого числа прекрасных икон древнего письма в таких же чеканных окладах особенно достойны внимания следующие: «В начале бе слово и слово бе к Богу», «Закла от отроча», «Тайная вечеря», в правом приделе — икона Божией Матери с миниатюрами и другие.

Заслуживают также внимания кандилы, то есть висячие подсвечники для свеч, превосходное дело ярославских мастеров, железные, ажурно-чеканные, лощатые и другие, довольно красивых форм, покрытые мелким узором, золоченые и серебряные, с такими же над ними дымниками.

Главный престол — во имя святого Иоанна Златоуста, южный придел — во имя святой Ольги, а северный — во имя святого Иоанна Предтечи.

На паперти находятся могилы храмосоздателей Неждановских, о чем свидетельствуют надгробные плиты с надписями на них.

Несмотря на то, что Златоустовская церковь стоит высоко над Волгою, бывают года, когда она заливается весеннею водою разлива. Невдалеке от этой церкви находится теплая, во имя иконы Владимирской Божией Матери, с приделом во имя св. Николая. Церковь эта с точки зрения художественно-исторической старины не представляет никакого интереса.

Близ этих церквей стоит высокая шатровая восьмигранная колокольня, гладкий оштукатуренный ее столб имеет карниз со вставленными в него изразцами, выше которого столбы колокольных пролетов с красивыми арками держат на себе высокий шатер со многими слухами различных форм, начиная с карниза и кончая вершиною, эта часть колокольни не оштукатурена и имеет цвет натурального кирпича, что производит приятное впечатление на глаз. Этот шатер есть один из красивейших.

По материалам сборника "Исторический очерк города Ярославля, составленный действительным членом Ярославской ученой архивной комиссии И. Барщевским", изданного в Ростове в 1900 году.