Главная|Контакты|О сайте

Ханский дворец в Бахчисарае

Богоявленский женский монастырь в Угличе Что можно посмотреть в Угличк Музеи Углича

Ханский дворец в Бахчисарае (Бахчисарайский дворец) — бывшая резиденция крымских ханов. Единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры, главная достопримечательность Бахчисарая. Памятник истории и культуры общемирового значения. В помещениях дворца располагаются художественный музей, музей истории и культуры крымских татар, выставка холодного и огнестрельного оружия.

Дворец расположен на левом берегу реки Чурук-Су. На достаточно большой территории (более 4 га) разместился ансамбль из нескольких дворцовых корпусов, малой и большой дворцовых мечетей, Соколиная башня, ханское кладбище (Мезарлык), служебные постройки, сады. В состав дворцового комплекса входят также северные и южные ворота, дворцовая площадь, гробница (тюрбе) Диляры Бикеч, гробницы Северное и Южное тюрбе, набережная с тремя мостами, Екатерининская миля и другие объекты. Ранняя территория дворцового комплекса составляла 18 га.

Ханский дворец Бахчисарай

Резиденция крымских ханов до конца XV века находилась в долине Ашлама-Дере. Со временем, на этом месте ханскому двору стало тесно, и дворец построили в новом месте.

Ханский дворец Бахчисарай

Строительство дворца началось в начале XVI века во времена правления хана Сахиба I Герая одновременно со строительством города.

Во время Крымской войны, в 1736 году, Бахчисарай был взят русскими войсками под командованием фельдмаршала Кристофа Миниха.

Миних приказал сжечь ханскую столицу и дворец. Но предварительно, со свойственной немцам педантичностью, он наказал капитану Манштейну сделать полное описание всех построек (по которому заново все и восстановили).

Ханский дворец Бахчисарай

Во дворце в дальнейшем, после присоединения Крыма к России, разместилось Министерство внутренних дел.

Ханский дворец в Бахчисарае

Посещали дворец и императрица Екатерина II и государь Александр I.

Здесь в 1820 году останавливался Александр Сергеевич Пушкин, воспевший дворец в поэме «Бахчисарайский фонтан».

Покинув север наконец,

Пиры надолго забывая,

Я посетил Бахчисарая

В забвенье дремлющий дворец.

Среди безмолвных переходов

Бродил я там, где бич народов,

Татарин буйный пировал

И после ужасов набега

В роскошной лени утопал…

(Пушкин А.С.)

Здесь находится знаменитый Бахчисарайский «Фонтан слёз». В привычном для европейца понимании, фонтаном его назвать сложно.

Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы.

С фонтаном связана легенда, которую использовал Пушкин при написании своей поэмы.

Согласно легенде - прекрасную юную девушку Диляру-Бикеч (в девичестве Марию Потоцкую) насильно выдали замуж за кровожадного хана Крым-Гирея.

Хан долгое время добивался ее любви, но девушка оставалась непреклонна.

И одна из ханских жен - Зарема, в порыве ревности, утопила Диляру в бассейне, за что была отравлена.

Светило бледное гарема!

И здесь ужель забвенно ты?

Или Мария и Зарема

Одни счастливые мечты?

Иль только сон воображенья

В пустынной мгле нарисовал

Свои минутные виденья,

Души неясный идеал?

(Пушкин А.С. )

А вот еще одна красивая легенда «Фонтан слез». Источник: (М.Кустова «Крымские легенды», Симферополь, Крымиздат, 1957)

Свиреп и грозен был хан Крым-Гирей, никого он не щадил и никого не жалел.

Сильный был хан, но сила его уступала жестокости, к трону пришел кровожадный Крым-Гирей через горы трупов.

Он приказал вырезать всех мальчиков своего рода, даже самых маленьких, кто был ростом не выше колесной чеки, чтобы никто не помышлял о власти, пока он, хан, жив.

Когда набеги совершал Крым-Гирей, земля горела, пепел оставался.

Никакие жалобы и слезы не трогали его сердце, он упивался кровью своих жертв.

Трепетали люди, страх бежал впереди имени его.

- Ну и пусть бежит, - говорил хан, - это хорошо, если боятся…

Власть и слава заменяли ему все - и любовь, и ласку, и даже деньги не любил он так, как славу и власть.

Какой ни есть человек, а без сердца не бывает, пусть оно каменное, пусть железное.

Постучишь в камень - камень отзовется, постучишь в железо - железо прозвенит.

А в народе говорили - у Крым-Гирея нет сердца.

Вместо сердца у него - комок шерсти, постучишь в комок шерсти - какой ответ получишь?

Разве услышит такое сердце?

Оно молчит, не отзывается.

Но приходит закат человека, постарел некогда могучий хан, ослабело сердце хана, и вошла в него любовь.

И поросшее шерстью сердце стало совсем человеческое - голое, простое.

Однажды в гарем к старому хану привезли невольницу, маленькую худенькую девочку.

Деляра ее звали.

Привез ее главный евнух, показал Крым-Гирею, даже зачмокал от восхищения, расхваливая невольницу.

Деляра не согрела лаской и любовью старого хана, а все равно полюбил ее Крым-Гирей.

И впервые за долгую жизнь свою он почувствовал, что сердце болеть может, страдать может, радоваться может, что сердце - живое.

Недолго прожила Деляра, зачахла в неволе, как нежный цветок, лишенный солнца.

На закате дней своих любить мужчине очень трудно.

Oт этой любви сердцу всегда больно, а когда любимая уходит из жизни, сердце плачет кровью.

Понял хан, как трудно бывает человеческому сердцу.

Трудно стало великому хану, как простому человеку.

Вызвал Крым-Гирей мастера иранца Омера и сказал ему:

- Сделай так, чтобы камень через века пронес мое горе, чтобы камень заплакал, как плачет мужское сердце.

Спросил его мастер:

- Хороша была девушка?

- Мало что знаешь ты об этой женщине, - ответил хан.

Она была молода, она была прекрасна, как солнце, изящна, как лань, кротка, как голубь, добра, как мать, нежна, как утро, ласкова, как дитя.

Что скажешь плохого о ней?

Ничего не скажешь, а смерть унесла ее…

Долго слушал Омер и думал: как из камня сделаешь слезу человеческую?

- Из камня что выдавишь? - сказал он хану.

Молчит камень, но если твое сердце заплакало, заплачет и камень.

Если есть душа в тебе, должна быть душа и в камне.

Ты хочешь слезу свою на камень перенести?

Хорошо, я сделаю, камень заплачет.

Он расскажет и о моем горе, о горе мастера Омера.

Люди узнают, какими бывают мужские слезы.

Я скажу тебе правду, ты отнял у меня все, чем душа была жива.

Землю родную, семью, имя, честь.

Моих слез никто не видел, я плакал кровью сердца.

Теперь эти слезы увидят.

Каменные слезы увидят.

Это будут жгучие слезы мужские, о твоей любви и моей жизни.

На мраморной плите вырезал Омер лепесток цветка, один, другой…

А в середине цветка высек глаз человеческий, из него должна была упасть на грудь камня тяжелая мужская слеза, чтобы жечь ее день и ночь, не переставая, годы, века.

Чтобы слеза набегала в человеческом глазу и медленно-медленно катилась, как по щекам и груди, из чашечки в чашечку.

И еще вырезал Омер улитку - символ сомнения.

Знал он, что сомнение гложет душу хана: зачем нужна была ему вся его жизнь - веселье и грусть, любовь и ненависть, зло и добро, все человеческие чувства?

Стоит до сих пор фонтан и плачет, плачет день и ночь…

Так пронес Омер через века любовь и горе: жизнь и смерть юной Деляры, свои страдания и слезы.

Сейчас во дворце располагаются художественный музей и музей истории и культуры крымских татар.